Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Приемы мотивации учащихся на уроках географии в условиях ФГОС»

Обоснование необходимости использования приемов мотивации учащихся на уроках географии, раскрытие основных приемов мотивации на различных этапах урока.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Приемы мотивации учащихся на уроках географии в условиях ФГОС»

Стрюк Евгения Ивановна, учитель географии МКОУ Шрамовская ООШ

В данной статье обосновывается необходимость использования приемов мотивации учащихся на уроках географии, рассматриваются основные приемы мотивации на различных этапах урока.

Китайская мудрость гласит:

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”

В федеральных государственных стандартах второго поколения главная роль отводится формированию общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В нынешнее время на первый план выходит личность школьника, его умение самостоятельно решать проблемы, способность к самореализации, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным после окончания школы.

Давно известно, что ребенка нельзя успешно обучить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, не осознает потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Всем известна древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.

В последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по этим предметам неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие.

Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию.

Конечно, каждый педагог хочет, чтобы по его предмету учащиеся имели только хорошие и отличные оценки, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но зачастую и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы хорошо заниматься, а желания нет”. Как раз это те случаи, когда у ученика нет интереса к учению, не сформировались потребности в знаниях.

Великий китайский мыслитель Конфуций сказал: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту».

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для учеников: постичь географические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире, осознать, что знания, полученные на моих уроках, пригодятся им в будущем, помогут в дальнейшей жизни?

Если знания усвоены, то помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Поэтому уже с первых уроков географии важно привить интерес к предмету, показать его значимость, практическую направленность.

Сама структура урока по ФГОС создает все условия для мотивации

 Структура урока по ФГОС

Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

На всех этапах урока можно использовать приемы, направленные на повышение мотивации.

Например, на первом этапе мотивирование на учебную деятельность можно использовать интересное стихотворение, нетрадиционное название урока : яркое, неожиданное, рекламное, шуточное, афоризм или противоречие, которое надо разрешить. Например, «Вода, вода, кругом вода!», «В мир ледяного безмолвия», «В гости к пингвинам» и т.д.

Очень важно использование зрительного образа при формулировании темы урока. Это могут быть слайды, рисунки, графики, карикатуры, символы, фотографии и т.п.

На втором этапе используются такие приемы, как «проблемный вопрос», «загадка», «ассоциация». Например: как бы изменился наш климат, если бы на севере страны были высокие горы, простиравшиеся с запада на восток? Или: Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

Загадка: У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками …

Ассоциации: 1. Бывает якорная…, бывает золотая…, бывает горная…(Цепь)

2. Бывает на эстраде…, живет в море…, видна в ночном небе…(Звезда)

3. Бывает Ближний…, сторона горизонта…, дело очень тонкое…(Восток)

На третьем этапе приемы «Парадокс». 1. Приём «Парадокс». Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный . пример или загадку, захватывающую детское воображение. Например: «Почему на Алтае живут жаворонки, ведь это степная птица? Или «- Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?», «Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова?»

Прием « Постановка проблемы» Например, «Почему в Африке увеличивается площадь пустынь?», «Что будет, если перебросить воду северных рек к югу нашей страны?»

3. Прием значимости. Например, Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)

Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?

На этапе «Построение проекта решения проблемы» используются прием «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: «Полуостров Флорида и Индокитай, что у них общего?»

На этапе «Реализация проекта» целесообразно использовать приемы: «Создай карту», где учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты. Прием «ИНСЕРТ» или «Осознанное чтение», когда используется маркировка текста значками по мере его освоения.

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали является новым;

«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.

«Прием моделирования» Например, «Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные?»

На этапе «Первичное закрепление» можно использовать прием «Вспомни силуэт». Например: «Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар.» или: «Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые» (о. Гренландия).

Прием «Найди ошибки»: «Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические».

На этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» используется прием «Поиск аналогов». Учитель называет какой - либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например:

Рио-де-Жанейро – Рига (Оба начинаются на букву «Р»)

Рио-де-Жанейро – Стамбул (Оба бывшие столицы)

Рио-де-Жанейро – Копенгаген (Оба лежат на берегу моря)

Рио-де-Жанейро – Кейптаун (оба расположены в южном полушарии)

Рио-де-Жанейро – Гавана (Оба лежат в тропическом поясе)

Рио-де-Жанейро – Нью-Йорк (Оба лежат в северном полушарии)

Рио-де-Жанейро – Лиссабон (Жители обоих городов говорят на

португальском языке).

На этом этапе целесообразен прием «Найди лишнее»:

1. Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы.

2. Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести.

3. Атлас, нагорье Ахаггар, Мадагаскар

На этапе «Включение в систему знаний и повторение» можно использовать очень много разнообразных приемов. Это, например, «Что это?» (суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь).

1. Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал

полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые

посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название

потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и

оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)

Прием  «Географический диктант», под этим термином скрывается довольно обширная группа различных приемов, наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты или учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны, или учитель дает трактовку определения, учащиеся должны правильно написать, какое это определение.

Приём “Загадай понятие”, где все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы.

Наконец, на этапе «Рефлексия учебной деятельности на уроке» очень эффективно работает заполненная учащимися таблица-знаю – хочу узнать – узнал

з

х

у

В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме.

Повышать учебную  мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и  познавательных способностей учащихся.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии  при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии. Таким образом, само содержание школьной географии, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения.

Источники информации

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области