Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"

Основной из задач в коррекционно- развивающей работе, является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.

Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.).

Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет. (сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д.).

Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.( т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).

У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпов развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).

Причины:

.)низкий уровень сведений об окружающем мире

.) бедность понятийного словаря

.)долго сохраняется конкретность мышления

.) усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.)

.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Основной целью этих занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умением наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления - это заслуга воспитателя.

помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт)

игра «Сравни предметы». Дети сравнивают предметы столовой и кухонной посуды ( Это кастрюля и глубокая тарелка. Кастрюля – это предмет кухонной посуды, а тарелка – предмет столовой посуды. Кастрюля изготовлена из железа, а тарелка – из фарфора. У кастрюли есть дно, ручки, крышка, стенки; у тарелки дно и стенки ). 2) Игра «Отгадай по описанию».

Воспитатель, а потом и ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные должны угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)

2) Игра «Отгадай по описанию».

Воспитатель, а потом и ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные должны угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)

3) Составление рассказа – описания по схеме.

4)игра « Угадай, что у меня?» Воспитатель, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики).

5) игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)

6) игра « Кто больше назовёт?» Дети называют овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.

7) группировка предметов. ( геометрические фигуры)

По одному признаку: (старший возраст)

- цвет

- размер

- форма

По двум признакам: (подготовительный возраст).

- форма, цвет и размер

- размер, форма и цвет

- размер, цвет и форма.

Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области