Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование ключевых компетенций метапредметного характера у старшеклассников посредством проектной деятельности

Цель обучения Целью педагогической деятельности является формирование у учащихся творчески думающей и легко адаптирующей личности в новых социально-экономических условиях. Задачи, способствующие достижению цели обучения Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности предполагает - привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства - развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи - использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна, декоративно-прикладного искусства - развитие эстетического вкуса и художественной инициативы ребенка - планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме «Я хотел бы...» - оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне - понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов. Описание средств достижения цели методов и форм организации работы. при использовании метода конструктивных проектов выделяется 3 этапа исследовательский подготовительный, технологический, заключительный.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебекинская гимназия-интернат»

Формирование ключевых компетенций метапредметного характера

у старшеклассников посредством проектной деятельности

(обобщение актуального педагогического опыта)

Выполнила:

Солдатова Инна Николаевна,

инструктор по труду

Шебекино 2021

Содержание:

I. Информация об опыте ………………………………………………... 3

II. Технология опыта ……………………………………………….…….. 9

III. Результативность опыта ……………………………………………… 12

IV. Библиографический список ………………………………………….. 16

V. Приложения к опыту …………………………..…………………….. 17

I. Информация об опыте

1. Условия возникновения, становления опыта.

Государственное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Шебекинская гимназия –интернат» создано в 2000 году по инициативе главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко в рамках реализации программы «Одаренные дети». Главная цель создания гимназии – оказание помощи семье в получении качественного полного образования для девочек, интеллектуальное, нравственное и культурное развитие, адаптация к жизни и всестороннее раскрытие творческих способностей будущих женщин – хранительниц культурных традиций своего народа. Имя гимназии – «ЛАДА». Лада – древнерусское женское имя – добрая, милая, ласковая. Эмблема гимназии – женщина в широкой юбке колоколом с поднятыми руками, переходящими в птиц – главная фигура на узорных вышивках славянских культур. Это богиня – Берегиня – символ жизни и плодородия. Гимназия - образовательное учреждение повышенного уровня, осуществляющее образовательную деятельность по программам углубленного изучения предметов гуманитарного цикла. В ней получают образование девочки 7-11 классов, причем более половины обучающихся - жители сел Белгородской области.

Немаловажную роль в становлении личности подростка, формировании его характера является трудовое воспитание, а в условиях школы интернатного типа это становится одной из главных задач, ведь девочкам приходится жить и учиться вдали от родителей.

В целях развития у воспитанниц самостоятельности, воспитания трудолюбия, коллективизма, предприимчивости, формирования эстетического отношения к труду возникла идея применения на уроках технологии метода конструктивных (творческих) проектов. Это позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа, ведь именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

2. Актуальность опыта.

Современные  требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога  обусловлена  прежде всего необходимостью  самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Основное противоречие в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Содержание опыта работы помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:

На уроках мы стремимся думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

При выполнении творческого проекта у учащихся появляются большие возможности для проявления индивидуальных способностей, приобщение к тому или иному ремеслу, для того чтобы сделать свою квартиру, свой дом, свою одежду привлекательней, удобней, духовно обогатить свою жизнь, а для некоторых к тому же для того, чтобы избавиться от безработицы.

Вывести страну на передовые рубежи науки и технологии невозможно без резкого повышения творческого потенциала всех членов общества и особенно – молодежи.

В условиях, когда конкурентоспособность становится непременным требованием рынка труда, творческий подход к делу должен быть массовым, помогая молодым людям занять свое место в жизни. Решению этой задачи должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии.

3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду, играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Умение многое делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.»

Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать их в конкретных  трудовых делах. Каждая вещь,  изготовленная  руками учащихся на уроках труда,  может быть красивой, нести в себе эмоциональную окраску. Необходимо, чтобы дети почувствовали радость от успеха.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в реализации технологической подготовки трудового обучения учащихся посредством организации их репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности, соединяющая работы рук с работой головы.

При этом использование метода конструктивных проектов является приоритетным направлением. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями Проектирование как метод познания оказывает учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

И, наконец, выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности.[8]

4. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2013 по 2020год - 7-11 классы.

2013г. – 1 этап - начальный (констатирующий) – выявление проблемы, возникновение идеи опыта, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь заостряется внимание на конечном продукте деятельности, демонстрируется значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемым"

Совместно с учащимися формулируются цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Определяются источники информации, способы ее сбора и анализа, способы представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

2015г. – 2 этап – основной (формирующий) – корректировка задач, методов и средств достижения целей.

На данном этапе происходит сбор информации, выбор техники выполнения проекта. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, данный этап охватывает сам процесс изготовления проекта.

2018-2020гг. – 3 этап - заключительный (контрольный) – становление опыта, оценка результатов.

Оформление конечных результатов деятельности. Формулирование выводов. Оценка использования различных источников информации, техник выполнения проекта.

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Оценка усилий учащихся, креативность, качество исполнения проекта, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта).

5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по технологии в 7-11 классах:

7-8 классы – общеобразовательный уровень (использование метода конструктивных проектов по изготовлению плечевых и поясных швейных изделий), а также внеурочная деятельность учащихся (творческое проектирование).

9-10-11 классы – внеклассная работа: занятия в творческих мастерских - театр моды «Стиль», основы дизайна (творческое проектирование с использованием навыков шитья и различных техник рукоделия) (приложение 4).

6. Новизна опыта.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В настоящее время проектирование становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Таким образом, новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема творческого развития воспитанниц в процессе обучения в гимназии-интернате решается на основе применения метода конструктивных (творческих) проектов через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным осязаемым результатом.

7. Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта «Формирование ключевых компетенций метапредметного характера у старшеклассников посредством проектной деятельности» основывается на положениях философов, ученых-педагогов, психологов, методистов-исследователей, учителей-практиков.

Теоретической основой философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952) была прагматическая педагогика. Основные концептуальные положения его теории:

Проблема развития творческой активности  личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов).[9]

Научные работы Полат Е.С. (доктора педагогических наук, профессора) посвящены методу проектов, как способу достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.[7]

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию М. Б. Павлова, И. А Сасова, указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности.[6] В своей работе на практике применяю рекомендации современных ученых Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко, согласно которым выделяется три этапа выполнения проектной деятельности: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи.[5, 10]

II. Технология опыта.

Цель обучения:

Целью педагогической деятельности является формирование у учащихся творчески думающей и легко адаптирующей личности в новых социально-экономических условиях.

Задачи, способствующие достижению цели обучения:

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности предполагает:

- привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи;

- использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна, декоративно-прикладного искусства;

- развитие эстетического вкуса и художественной инициативы ребенка;

- планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

- оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

- понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы).

при использовании метода конструктивных проектов выделяется 3 этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный.

Соотношение этапов проектной деятельности и применяемых методов обучения:

Этапы проектной деятельности

Ведущие методы обучения

1. Исследовательский (подготовительный) этап:

- поиск проблемы;

- выбор и обоснование проекта;

- анализ предстоящей деятельности;

- выбор конструкции и материалов.

Вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия);

демонстрация;

информационная поддержка;

дизайн-анализ;

функционально-стоимостный анализ.

2. Технологический этап:

- выполнение технологических операций;

- соблюдение техники безопасности;

- сборка и декор изделия.

Практический показ;

упражнение;

информационная поддержка;

вербальные методы.

3. Заключительный этап:

- анализ изделия;

- экономическое обоснование;

- подведение итогов;

- защита проекта.

Сравнительный анализ;

информационная поддержка;

метод экономического обоснования и минимаркетинговых исследований учащихся;

защита и оценка проектов;

самопрезентация;

конкурсы творческих проектов.

Также активизируют творческую активность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок – творческая мастерская;

- урок-конкурс);

- урок-игра

Развитию интеллектуальных способностей способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения; технологии дифференцированного обучения; игровых технологий; информационных технологий.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Цели обучения методу конструктивных проектов определяются через формирование следующих знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

- понятие конструктивного (творческого) проекта;

- основные этапы проекта;

- требования к оформлению пояснительной записки;

- критерии оценки выполненных проектов;

- критерии оценивания защиты выполненного проекта.

учащиеся должны уметь:

- выбирать и обосновывать тему проекта;

- подбирать необходимую информацию для реализации проекта;

- прорабатывать структуру проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- оценивать выполненный проект;

- защищать проект.

На подготовительном этапе работы осуществляется поиск проблемы. Воспитанницам предлагаются варианты проектов, раскрываются требования к ним, технологии их выполнения и оценивания.

Далее ученицы осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных изделиях, интеллектуальные и материальные возможности. Используя метод информационной поддержки, учащимся предоставляются книги, журналы и другие источники, в том числе возможность использования сети Интернет.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждая воспитанница формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта. Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается схема составляющих проекта.

На данном этапе используется метод дизайн-анализа, который помогает выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. На основе проведенного анализа ученицам предлагается разработать рабочий эскиз модели.

Затем определяем перечень необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. На этом же этапе дети повторяют правила безопасности при работе.

Технологический этап работы начинается с разработки технологии изготовления изделия.

Воспитанницы раскрывают структуру технологического процесса в зависимости от выбранной техники исполнения (это может быть шитье, различные виды вышивки, вязание, лоскутная мозаика, мягкая игрушка и др.). При этом может быть использована технологическая карта, отражающая структуру технологического процесса.

Технологический процесс выполнения предстоящего изделия в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанниц может быть представлен по-разному: от простого поэтапного, последовательного перечисления выполняемых действий до сложных технологических карт.

Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.

Создание условий для воспитания культуры труда является необходимым условием для работы. Культура труда включает в себя технологическую дисциплину, то есть использование наиболее рациональных приемов выполнения работы, соблюдение последовательности и правил выполнения технологических операций в строгом соответствии операционными картами.

Культура труда предполагает так же наличие умения организовывать свое рабочее место. Эта организация включает в себя достаточное естественное или искусственное освещение рабочего места, обеспечение воздухообмена, температуры, наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости» - участка, на котором должно быть сконцентрировано необходимое оборудование, инструменты, материалы, приспособления, которыми часто приходится пользоваться.

На заключительном этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, контроль качества изделия, защита проекта.

На этом этапе необходимо вместе с обучающимися обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом.

Экономическое обоснование проекта мы с воспитанницами проводим по следующей схеме:

Определение себестоимости изделия – С

С = С1+С2+С3+…..+Сn, где

С – себестоимость; С1, С2, С3, Сn – расходы на сырье и вспомогательные материалы.

Когда проекты будут выполнены, оформляется текст защиты проекта. Подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите. В ходе защиты девочки делают краткие выступления, отвечают на вопросы одноклассниц, делают самооценку проектов, учатся четко и правильно выражать свои мысли.

Применение метода конструктивных проектов не только организует творческую деятельность учащихся, но и формирует положительную направленность мотивации учебной деятельности. В процессе выполнения проекта у обучающихся появляется удовлетворение от самого процесса работы, чувство достижения результата, значимости выполняемой работы, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите, тем самым создается ситуация успешности воспитанниц.

III. Результативность опыта.

Участие в творческих мероприятиях

Год

Мероприятие

Результат

2013-2020

Участие в выставке-ярмарке учебно-производственной деятельности учреждений образования области

2013-2015

Участие в региональном этапе XII Национального конкурса детских студий костюма и театров моды «Россия, Родина – источник вдохновенья!»

I место

Почетные грамоты Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.

2015-2020

Участие в областной новогодней ярмарке православных сувениров

Участие в региональном этапе конкурса «Наследие предков сохраним и приумножим».

Сертификат УО Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области

Сертификат

Формирование творческих качеств

Продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. В связи с этим была проведена анкета для учащихся 7-8 классов, где они указывали, какие качества  у них развились благодаря проектной деятельности на уроках технологии. Всего в анкетировании принимали участие 82 человека.

Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента (по методике В.И.Андреева). [1]

 Вопрос:

«Какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате  выполнения проектов на уроках технологии?»

Качества творческой личности

Ответы учащихся (%)

Целеустремленность

73,9

Воля

34,8 

Познавательная активность 

26

Эмоциональность

17,4

Любознательность 

47,8

Лидерство 

13

Смелость

69,6

Решительность 

26

Самоконтроль

43,5

Открытость

30,4

Независимость

8,7

Инициативность, активность

21,7

Чувство юмора

39,1

Яркое воображение 

47,8

Оригинальность

39,1

Увлеченность

56,5

Сообразительность

43,5

Гибкость мышления 

17,4


График развития личностных качеств  показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств учащихся.

Результаты учебно-воспитательной работы

Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения положительно влияет на развитие их творческой активности, успеваемости по предмету. Участие воспитанниц в изготовлении проектов меняет их отношение к труду, способствует формированию ценностного отношения к нему, способствует воспитанию трудолюбия, творческого отношения к делу.


IV. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества/ В.И. Андреев.- Монография. - Изд-во Казанского ун-та. 1988. - 239 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. - Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской/ Д. Дьюи. - М.: Совершенство, 1997. -208 с.

4. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач/ И.И. Ильясов - М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та. 1992. - 140 с.

5. Матяш Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности / Н.В. Матяш, Н.В. Семенов. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика петровского И.Г., 2000

6.«Метод проектов в технологическом образовании школьников»., пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

8. Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Е.С. Полат. - М.: 2000. - 156 с.- 120 с.

9. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе / А. А. Кирсанов, Ж. А. Зайцева - Казань Б. и. 1995

10. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико-методические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 230 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области