Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Новопавловский многопрофильный техникум»
Профессиональная направленность- ведущая особенность организации преподавания физики.
Преподаватель физики ГБПОУ НМТ
Арутюнова Светлана Апресовна
г. Новопавловск
2021г.
Профессиональная направленность- ведущая особенность организации преподавания физики.
Перед преподавателями профессиональных образовательных учреждений поставлена задача: «добиваться органического единства учебного и воспитательного процесса, тесное увязывание преподавания общеобразовательных дисциплин с профессией».
Специфика содержания обучения и воспитания обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях требует осуществления важной особенности организации общеобразовательной подготовки – профессиональной направленности. Без этого учебно-воспитательный процесс не может быть полноценным.
Превращение науки в производственную силу привело к тому, что знания по многим общеобразовательным предметам (в том числе по физике) нужны не только для формирования научного мировоззрения, но и овладения специальными знаниями, профессией. Такие знания становятся важными квалификационными требованиями к рабочим многих современных профессий: они необходимы для успешной трудовой деятельности.
Профессиональная направленность преподавания физики – это мотивация учения, представляющая собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями данного предмета.
Обучающихся заинтересовывают уроки, содержащие элементы новой организации преподавания курса физики в теснейшей связи с будущей профессией.
Главными особенностями преподавания физики в профессиональном образовательном учреждении , я считаю профилирование предмета и межпредметные связи. Причем обе названные особенности тесно переплетаются. Профилирование предмета и межпредметные связи решают проблемы активизации мыслительной деятельности обучающихся, помогают развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах урока.
В данной работе рассматриваются темы изучаемые на уроке физики, где идет мотивация учебной деятельности т.е. зачем это нужно, теснейшая связь с профессией.
В нашем техникуме обучающиеся получают следующие профессии:
Использование профессиональной направленности на уроках физики мобилизует обучающихся на максимальную активность, стремление к сознательному овладению законами.
Рассмотрим таблицу, в которой предлагаются темы из курса физики и их связь с профессией.
№п/п | Тема урока | Специальность | Профессиональная направленность | |
Раздел I:«Механика» | ||||
1 | Способы описания движения | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик | Вождение транспортным средством | |
2 | Виды движений | Водитель | Вождение транспортным средством в зависимости от вида движения. | |
3 | Деформация и силы упругости | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. Сварщик | Деформации и внутреннее напряжение Основы техники механики: | |
4 | Силы трения | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. Сварщик | Сварка трением (давлением) Двигатели, трансмиссия | |
5 | Мощность | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. Сварщик | Мощность сварочной дуги (5ос – 15000ос) Мощность двигателя | |
6 | Работа | Автомеханик | Работа кривошинно - шатунного механизма, газораспределение механизм, система питания, смазка, охлаждение, коробка передач | |
7 | Равновесие | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик | Вес поршней, выравнивание массы, балансировка каленвала, погрузка и перевозка груза в автомобиле |
Раздел II: «Молекулярная физика» | |||
1 | Газовые законы | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Сварщик. Автомеханик | Производства оцитилена в газогенераторах. Работа двигателя внутреннего сгорания |
2 | Виды энергии | Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Двигатель внутреннего сгорания |
3 | Влажность воздуха | Повар – кондитер. Сварщик. Мастер по обработке цифровой информации | Хранение пищевых продуктовХранение электродов, карбида Хранение компьютера (склады, сушилки) Выброс в окружную среду СО2.(газоанализатор определяет выброс газов в окружающую среду) |
4 | Принцип действия тепловых двигателей | Автомеханик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Двигатели автомобиля |
Раздел III: «Основы электродинамики» | |||
1 | Конденсатор | Автомеханик Сварщик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Источник питания сварочной дуги (выпрямители)Распределение зажигания автомобиля (выравнивать силу тока, определение тока, чтобы не сгорели контакты) |
2 | Проводники и диэлектрики | Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Сварщик | Источник питания (выпрямители) |
3 | Электрический ток | Сварщик. Автомеханик | Преобразование электрического тока в сварочном производстве, электрооборудование автомобиля |
4 | Закон Ома | Сварщик. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Мастер по обработке цифровой информации | Источник питания (дополнительное сопротивление) |
5 | Последовательное и параллельное соединения проводников | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Сварщик. Автомеханик | Соединение аккумулятора в к-700 Соединение источника питания в сварочной цепи |
6 | Полупроводник и п/пр приборы | Мастер по обработке цифровой информации Сварщик. Автомеханик | П/пр выпрямители (селеновые и кремневые по 6 диодов) |
7 | Электролиты | Автомеханики. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, водители | Использование электролитов в аккумуляторе |
8 | Постоянный и переменный ток | Сварщик.Автомеханик | Источник питания: выпрямители и преобразование на постоянном токе, переменного трансформатора |
9 | Электролиз | Сварщик | Горючие газы применяемые при газосварке |
10 | Электромагнитная индукция | Сварщик. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Устройство и принцип работы трансформатора Работа генератора |
Раздел IV: «Колебание и волны» | |||
1 | Резонанс | Автомеханики Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Ходовая часть автомобиля: Рессоры и амортизаторы |
2 | Генератор на транзисторе | Автомеханик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Генераторы, транзиторная система зажигания |
3 | Трансформатор | Сварщик Автомеханик | Устройства, работа и источник трансформатора – применение явления электро - магнитной индукции |
4 | Радиолокация | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, водитель. Автомеханик | Используются в радарах для определения скорости автомобиля |
№п/п | Тема урока | Специальность | Профессиональная направленность |
Раздел V: «Оптика» | |||
1 | Свойства света | Водитель. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Электрооборудование: автомобиль: освещение, сигнализация. Спектроскопы – это качественные и спектральные анализы сталей и сплавов. |
Раздел V: «Квантовая физика» | |||
1 | Фотоэффект | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка | Это явление используется в СУПН – 8, сеялка |
2 | Получение радиоактивных изотопов и их применение | Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик | Использование радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве, определение износа поршневых колец |
В преподавании физики имеются широкие возможности для осуществления профессиональной направленности решение задач, дает возможность развивать вычислительный навык, понимание теснейшей связи с профессией данного предмета.
Преподавание физики с учетом профессиональной направленности, положительно влияет на эффективность производственной деятельности высококвалифицированного рабочего.
Формирование профессионально значимых творческих качеств личности будущего специалиста – доминантная составляющая при проектировании образовательного процесса изучения курса физики.
Формирование творческой личности специалиста – это составляющая устойчивого развития нашего общества, возможность удовлетворения корпоративных интересов наукоемкого производства.