Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Формирование учебно-исследовательских умений в условиях учреждения дополнительного образования
(на примере деятельности объединения «Истории связующая нить» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга)
Подготовила:
Попова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиМ»
г. Оренбург, 2021
В последние десятилетия общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте, и, значит, уже в раннем подростковом возрасте необходимо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа.
Исследовательская деятельность учащихся – такая деятельность, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Учебные исследования являются определенной школой жизни, средством освоения действительности, и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом исследовательской деятельности становится формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности, организационно - деятельностных качеств обучающихся, таких как, способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения.
В отделе развития и творчества «Парадокс» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» подростки могут получить опыт исследовательской деятельности в объединении «Истории связующая нить».
Обучение в объединении осуществляется по одноименной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, которая рассчитана на 1 год обучения (объем реализации 72 часа) и имеет базовый уровень сложности. Контингент обучающихся – дети 11-17 лет с высоким уровнем мотивации учения и ориентацией на общественное признание результатов учебной деятельности.
На занятиях объединения каждый ребенок работает над индивидуальной темой исследования, поэтому форма обучения по программе – индивидуальная.
Содержание занятий предполагает освоение детьми основных алгоритмов проведения учебного исследования в рамках изучаемого курса, формирование у обучающихся умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Проблема формирования исследовательских умений в объединении решается практико - ориентированным обучением, в процессе которого ребята параллельно приобретают теоретические знания, необходимые для осуществления исследования по конкретной теме. Обучающиеся активно вовлекаются в различные формы взаимодействия с социумом (посещение библиотек, музеев, театров, культурных центров и т.д.), направленных на расширение и углубление знаний по теме исследования.
В процессе обучения широко используются информационные технологии. Ребята обучаются правилам поиска информации в сети Интернет, работой с полнотекстовыми базами данных, созданию интерактивных презентаций, осуществляют учебное взаимодействие в социальных сетях и мессенджерах.
В условиях карантинных мероприятий, занятия в объединении предполагают интеграцию очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение), обеспечение цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), ориентированными на самостоятельную работу обучающихся. Использование информационных технологий.
Погружение в учебное исследование в выбранном детьми предметном поле исследования, способствуют формированию умения осуществлять различные умственные действия, у ребят развиваются самостоятельность, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают обучающимся усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Обучающиеся объединения «Истории связующая нить» ориентированы на демонстрацию знаний за рамками объединения, поэтому юные исследователи - активные участники конкурсов и конференций по учебно-исследовательской деятельности.
Таким образом, подростки, приобретая знания, умения в проведении учебного исследования, опыт публичного выступления, закладывают прочную основу для научно-исследовательской деятельности выпускников объединения в ВУЗах, колледжах, техникумах и т.д. Т.е. получают путевку в жизнь.