Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование.
Задачи:
• закреплять знания детей о зиме;
• продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;
• формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега;
• развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
• обогащать словарный запас детей;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
• воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок;
Материалы и оборудование: снег, мука, масло, контейнер для изготовления искусственного снега, тарелочки, салфетки, телевизор, мольберт с картинками зимы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте поприветствуем друг друга и подарим всем свои солнечные улыбки.
Дети я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите мне ответ: Наступили холода. Обернулась в лед вода.
Зайка серый побелел,
Мишка в берлоге засопел.
Кто знает, кто скажет, когда это бывает?
Дети: - Зимой.
Правильно зимой. Ребятки, а как можно определить, что на улице Зима?
(ответы детей: начался холод, улетели птицы, реки замерзли, звери зарылись в норы, а люди надели теплые одежды, выпал снег). Правильно ребята.
Я вам предлагаю посмотреть познавательный мультфильм « ЗИМА».
- Ребята, а вам зима нравится? Что вам больше нравится делать зимой? (кататься на лыжах, на санках, на коньках, играть в снежки)..,
Мы тоже нравиться лепить снежки, Предлагаю вам немного поиграть:
1, 2, 3, 4 (вытянуть вперед одну, потом другую руку)
Мы с тобой снежок лепили (лепим)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем)
И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Раз – подкинем,
Два – поймаем, (сопровождаем движениями
Три – уроним (в соответствии с текстом)
И сломаем.
Ребята, посмотрите к нам прилетела красивая снежинка и она нам принесла письмо от зайчиков из леса (читает)
«Уважаемые дети, помогите! В Спортландии завтра начнутся соревнования «Снежный бой». Все участники сегодня уже приезжают, но вот беда, у нас на улице вдруг стало тепло и снег начал быстро таять. Помогите нам пожалуйста. Мы знаем, что Вы обязательно что – нибудь придумаете и поможете нам. Иначе, без снега и снежных снежков - соревнования не состоятся! Будем рады вашей помощи!»
- Ребята, как быть? Как Вы думаете, можем ли мы помочь зайчикам? (ответы детей).
- Чтобы во всём разобраться - срочно всех приглашаю в лабораторию «Хочу все знать». Но прежде, давайте повторим правила поведения в лаборатории: на столах ничего не трогать без разрешения воспитателя. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Садимся на места. И так, ребята, зайчики просили у нас помощи.
В нашей лаборатории есть целый таз снега, который я набрала на улице. Давайте его рассмотрим.
Воспитатель накладывает каждому ребенку на тарелочку снег.
Какой снег?
( - Холодный, мокрый, белый.)
- Снег пахнет?
(- Нет, без запаха, Ничем.)
- Тонет ли снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега, что происходит (не тонут, легче воды).
- Ребята, положите ручку на снег?
- Что стало с нашими руками?
( они замерзли, стали холодными и мокрыми.)
- Почему руки замерзли?
(Потому что снег холодный.)
- Почему руки мокрые?
(Снег растаял от теплых ладошек, превратился в капли воды.)
- Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?
(Дети трогают ладони друг у друга)
- Что нужно сделать, чтобы согреть руки? - Погреть их.
1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.
Речевая двигательная гимнастика «Погреемся»:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши/.
Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Стоя дети топают попеременно то одной, то другой ногой/.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах/.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да!
Ребятки, посмотрите на свои тарелочки, что же стало со снегом? (он растаял и превратился в воду)
Можем ли мы послать такой снег зайчикам? Почему?
(Нет, потому что у них на улице стало тепло и наш снег может растаять).
- Как же быть? (ответы)
- Ребята, а я знаю, что нужно сделать!!!
Хотелось бы вам, чтобы снег не таял в тепле, и мы могли бы слепить из него снежки? (ответы детей)
Сегодня мы с вами сами будем создавать искусственный снег, если у нас все получится, мы поможем зайчатам.
Контейнер для искусственного снега наполняем мукой и маслом, мешаем. Искусственный снег готов. Давайте теперь попробуем сделать из него снежки. (Дети делают)
- Молодцы, ребята! Мы с вами настоящие изобретатели, какие замечательные снежки у нас получились! Давайте мы с Вами, отправим зайчикам в лес посылку с нашими снежками и инструкцию по созданию искусственного снега, чтобы зайчики со своими друзьями могли тоже сделать не таящие снежки, и тогда соревнования по снежному бою состоятся. (Положить всё в коробку-посылку)
Рефлексия. Ребята, о чем мы сегодня с вами узнали?
Снег какой – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду....
Что мы с вами сегодня делали?
Что мы использовали чтобы приготовить наш снег?
А что было самое сложное? Что вам понравилось?
Вам понравилось играть искусственным снегом
Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными, а от меня медальки за хорошую работу на занятии . Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы молодцы!