Полоролевая социализация детей дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребенка.
Важный фактор становления личности-осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением.
Известные психологи, педагоги пытаются ответить на вопрос «Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?». Важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является половое воспитание.
Проблема воспитания ребенку с у четом половых различий, которая позволяет по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.
Значение половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон[7]. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка.
Согласно Б.Г. Ананьеву [8], возраст и половая принадлежность-важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.
Для работы с детьми были сформулированы цели полоролевого воспитания человека ( в широком значении):
Работа с детьми была направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
Работа с детьми в детском саду осуществлялось комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это: организованные занятия (групповые, индивидуальные); эстетические беседы; игры; момент общения с детьми; прогулка; экскурсия; самостоятельная работа детей; решение моральных ситуаций и т.д.
Специально организованные занятия с детьми по данной проблеме целесообразно проводить, начиная со средней группы. Это обусловлено следующими факторами: в этом возрасте дети уже имеют некоторые представления о предмете изучения; актуальность тематики для данного возрастного периода связанная с новообразованиями дошкольного детства.
Цели и воспитательно-образовательные задачи был реализованы при применении различных методов.
В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семье большое внимание уделяется работе с родителями. На основании рассмотренной литературы О.Л. Зверева, Т.В. Кротовой, Т.В. Ивановой [4,5] были доставлены и разработаны родительские собрания, консультации, устные журналы: «Простые правила воспитания мальчиков»; «Простые правила воспитания девочек», консультация; « Роль отца в воспитании детей», «Роль матери в воспитании дочери или сына».
В помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, оформлены информационные буклеты