Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Береза-русская красавица"

Цель проекта создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к природе родного края. Задачи - формирование чувства сопричастности к природе родного края - формирование у детей чувства бережного отношения к природе - воспитание любви к родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты - вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы над проектной деятельностью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Панчина Татьяна Юрьевна

МАДОУ Детский сад №456 « По щучьему велению» Сормовский район

Проект

«Береза – русская красавица»

во второй младшей группе

2021год

Название проекта: «Береза- русская красавица»

Авторы проекта :воспитатель высшей квалификационной категории

Панчина Т.Ю

Тип проекта: информационно -творческий

Участники проекта: воспитатели, дети группы №8 ,родители

Возраст детей: 3- 4 года

Продолжительность проекта :сентябрь 2019- апрель 2020г

Проблема: С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети.

Береза приносит людям радость и свет! Это настроение воплощается и находит своё выражение в праздниках, прославляющих красоту природы. Экологические праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка, насыщают его интеллектуально-духовную сферу незабываемыми впечатлениями красоты, радости, любви к природе. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые ,и какую пользу они приносят).

Актуальность.

В настоящее время особенно остро встают проблемы патриотического воспитания. На историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям?

Чувство Родины начинается у малыша с восхищения тем, что он видит перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чему он изумляется ежедневно ежечасно. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в формировании личности патриота. С первых лет своей жизни ребенок должен всей душой и своим маленьким сердцем полюбить свой родной край.

Именно поэтому появилась идея создания проекта по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель проекта: создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к природе родного края.

Задачи:

- формирование чувства сопричастности к природе родного края;

- формирование у детей чувства бережного отношения к природе;

- воспитание любви к родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты;

- вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы над проектной деятельностью.

Продукты проекта: выставка поделок и рисунков.

Ожидаемые результаты по проекту.

Предполагаемый результат на уровне ребенка:

1. Формирование у детей чувства любви и сопричастности к природе родного края, желание оберегать природу, восхищаться ее красотой.

2. Активное участие детей во всех видах проектной деятельности.

Предполагаемый результат на уровне педагогов:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

2. Творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Предполагаемый результат на уровне родителей:

1. Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.

Этапы реализации проекта.

1. Информационно-накопительный

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Подбор художественной и энциклопедической литературы.

Подбор видео и аудиозаписей по теме.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Дидактические игры.

Выставки книг, энциклопедической литературы.

Тема «Береза – русская красавица»:

Рассматривание березы на участке.

Цели:

-показать особенности строения « Березы» ( ствол, ветки, листья);

- познакомить с характерными признаками, предложить побегать по опавшим -листьям;

- формировать позитивные установки к различным видам труда

2. Чтение стихотворений о березе.

Задачи :

- продолжать учить эмоционально воспринимать стихи,

- понимать содержание поэтических текстов ,чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание.

3. Рассматривание живописных изображений.

Задачи :

-побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать ее красоту

- развивать у детей предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведения искусства

- вызвать у детей эмоциональный отклик, понимание изображения.

4. Беседа о березе.

Цели:

- формировать представления детей об осенних изменениях в природе

- уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева

- воспитывать интерес к рассматриванию деревьев

5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Цель игры: закрепить знания детей о названиях деревьев; научить различать деревья по листве.

Задачи:

- познакомить детей с деревьями( рассказать как они называются, показать листья с деревьев, обратить внимание на форму листьев)

- классифицировать деревья ( хвойное, лиственное)

6. Музыкальная хороводная игра «Березка»

7. Познавательно- исследовательская деятельность ( пр.мир.)

О.А.Воронкевич ( стр.38) Рассматривание березы

Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств, любви к родной природе.

Продукт: Коллективная работа «Берёзонька» ( аппликация)

3. Работа с родителями:

Консультации, беседы, буклеты.

4. Презентационно – завершающий:

Выставка продуктов детской деятельности.

Анализ проекта.

Проект «Береза- русская красавица»» проводился с детьми второй младшей группы. Для детей были разработаны цикл бесед, занятий, игры и игровые упражнения по данной теме. Лексический материал для занятий был подобран с учетом возрастных особенностей детей. В ходе проекта мы старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. На протяжении всего проекта у детей поддерживалась мотивация.

Результат проекта

Дети: дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе; узнали о пользе берёзы для человека, прониклись заботой и любовью к берёзе, стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель: подобрала методическую и детскую литературу, разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия, наработала рекомендации для родителей по теме проекта, составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: проявили интерес и участвовали в реализации проекта, приняли участие в оформлении альбома «Всё о берёзке», совместно с детьми приняли учасктие в конкурсе поделок « Береза- русская красавица»

В развивающую среду были внесены:

Уголок экологического развития: иллюстрированные альбомы «Всё о берёзке», «Берёза прекрасна во все времена года», «Репродукции картин о берёзе», художественная литература, дидактические игры «Из чего это сделано?», «Найди пару», «Подбери листочек к дереву», «Собери целое дерево» ,оформлен уголок «Русская берёзка» (поделки из бересты, из листьев, и по данной теме).

Уголок художественного- эстетического направления был насыщен шаблонами , раскрасками ,иллюстрациями ,репродукциями ,фото и видео и аудио альбомами .

Уголок речевого развития был пополнен книгами, стихами , пословицами , иллюстрациями, видео и фото картотекой о березе.

По окончании реализации проекта можно сказать, что цель проекта «Береза –русская красавица » была достигнута. Поставленные задачи выполнены. Проектная деятельность показала, что работа по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. В результате проведенной работы, было отмечено улучшение качества знаний детей о природе родного края. Занятия, игры, продуктивная деятельность объединяли детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений. Надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю. Способствовать воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан.

Список литературы:

Т.И. Бабаева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования « Детство»2016г

Ушакова О.С« Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

В.Н.Кастрыкина « Организация деятельности детей на прогулке» 2015г

Н.Н.Леонова « Художественно –эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» 2016г

Воронкевич О.А. « Добро пожаловать в экологию»2016г

Зеленова Н. Г. « Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Скрипторий, 2003–2007. – 3 с.

Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:

Методическое пособие / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 17 с.

Сертакова Н. М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности/ Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. -Волгоград: Учитель, 2015.

Сайт для воспитателей «Дошколенок. ру». 2. Сайт для дошкольных работников nsportal.ru3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005.- 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.» – М.: ТЦ «Сфера», 2004г

5. Рыжова Н. А. «Деревья - наши друзья.» Книга для педагогов и родителей. – М.: Линка-Пресс, 2009.

Приложения

Картотека экологических игр для детей второй младшей группы

Экологическая игра «Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

Экологическая игра  «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Экологическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

Экологическая игра «Собери картинку».

Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания об объектах природы края и их особенностях., воспитывать старание, целеустремлённость, усидчивость, развивать внимание, мышление, речь.

Правила игры: За определённое время правильно собрать из частей (3,4,5,6) целую картинку (можно после этого предложить составить рассказ по картинке).

Ход игры:

Правильно складывать картинку из нескольких частей и называть, что получилось.

Экологическая игра «Загадки- отгадки».

Цель: развивать умение отгадывать загадки о растениях узнавая их на картинках.

Правила игры: Сначала надо найти картинку- ответ, а потом назвать.

Ход игры: Угадать объект по загадке и найти нужную картинку.

Экологическая игра «С какого дерева листок».

Цель: развивать умение определять и называть дерево, кустарник по его листочку (плоду) и наоборот.

Правила игры: после сигнала правильно найти своё дерево (кустарник) или листок (плод).

Ход игры: Подбирать правильную пару (дерево- листок).

Экологическая игра «Экологические цепочки».

Цель: развивать умение находить взаимосвязь и взаимозависимость растений нашем крае, развивать внимание, память, мышление.

Правила игры: Правильно вставить пропущенное звено в цепочке.

Ход игры: Вставлять пропущенные фрагменты в экологические цепочки и объяснять почему.

Подвижная игра « Во поле берёза стояла».

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводы и подвижные игры

Правила игры: Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки,  образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Ход игры:Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,

Во поле, кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.  Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить  детей.

Пословицы и поговорки о берёзе.

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

Бела береста – да дёготь чёрен.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

У берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Загадки о берёзе.

В белом сарафане

Стала на поляне.

К ней слетелись птицы,

Сели на косицы. (Берёза)

Зелёна, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

Осенью листья, как слёзы,

На землю роняют. (Берёзы)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Берёза)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Берёза)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белёны, шапочки зелёны. (Берёзы)

В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (берёза)

Зелена, а не луг, кудрява, а не голова. (берёза)

Стихи и сказки о берёзе.

Русские народные сказки:

«Как коза избушку построила»

 « Заячья избушка»

«Берёза и три сокола.»

А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую.»:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками!

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

 С. Есенин «Берёза»:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Снежной бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

В. Бианки «Волшебная берёзка».

Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёзка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – óжеледь (см.1). Сияет вся моя берёзка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей, - и растопило óжеледь.

Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.

Сноска

1.     Óжеледь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.

Берёза считается одним из символов России, поэтому, перефразируя В. Маяковского можно сказать: «Говорим берёзка, подразумеваем… Россия.»

Прогулки и наблюдения

Рассматривание березы на участке ( прогулка)

( Организация деятельности детей на прогулке .В.Н.Кастрыкина стр.43)

Цели: показать особенности строения березы ( ствол, ветки, листья); познакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев; предложить побегать по опавшим листьям деревьев; формировать позитивные установки к различным видам труда.

Ход прогулки:

1.Познавательно- исследовательская деятельность, речевая деятельность.

1.1.Наблюдение.Плдвести детей к Березе.Дети , что перед нами ?( Дерево)Что есть у дерева? ( ветки, ствол, ).Это дерево – Береза. Какая Береза ( высокая, красивая, белоствольная).Рассматривание березы.

1.2 .Хороводная игра « Во поле Березка стояла»

1.3. Дидактическая игра « С какого дерева лист»

2.Физическая культура ( овладение основными двигательными навыками)

1. Подвижная игра- « Мы веселые ребята»

Цели: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом, развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Ход игры: дети стоят ,воспитатель рядом с ними играет большим мячом и вместе с детьми говорит слова:

Мы – веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Мяч попробуй нас догнать…..

3.Трудовая деятельность.

Цели:

- воспитывать желание участвовать в уходе за растениями

- прививать бережное отношение к природе.

Береза и сосна (прогулка)

( Организация деятельности детей на прогулке Н.В.Кастрыкина стр.89)

Цели:

- расширять представление о разнообразном значении деревьев

- научить различать по внешнему виду березу и сосну

- воспитывать желание защищать и оберегать природу

- формировать позитивные установки к различным видам труда.

Ход прогулки:

1.Познавательно- исследовательская деятельность, речевая деятельность

1.1 Наблюдение

- Ребята, посмотрите на деревья , которые растут на территории детского сада. Кто знает ,какие это деревья?

Что есть у деревьев ( ствол, ветки).Где береза? По каким приметам определили, что это березка? ( ствол белый).Показать детям сосну.Что это за дерево?( сосна).Какая сосна стоит ? ( сосна зеленая, а березка без листьев….)Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой, не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

1.2 Стихотворение

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. ( С.Есенин)

2. Физическая культура

Подвижная игра « Раз, два. три- к дереву беги»

Цели:

Развивать у детей наблюдательность, продолжать учить бегать на наталкиваясь друг на друга.

3.Трудовая деятельность: сооружение ледяной дорожки

Цель:

Продолжать учить носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых поручений.

4.Опытно- экспериментальная деятельность, сенсорное развитие.

Игра- опыт « Вода на морозе замерзает»

Цели:

- продолжать знакомить детей со свойствами воды

- создать условия для того ,что бы дети ощутили разные состояния воды.

Ход опыта

Ребята, посмотрите вода замерзла – получился лед. Если лед внести в комнату, он растает и опять получится вода .Лед прозрачный.

Как выглядят Береза и Ель ранней весной.

( Организация деятельности детей на прогулке В.Н.Кастрыкина стр.122)

1.Познавательно- исследовательская деятельность, речевая деятельность.

1.Наблюдение.

- Что это за дерево? ( сосна, ель). Что есть на ветках у елочки( сосны)? ( зеленые иголочки).Что у елочки вместо листочков, как называется ветка у ели? ( еловая веточка- лапа)Ель- дерево высокое, у него прямой ствол, покрытый шершавой корой.У ели много веток, все ветки покрыты иголками.Ель зеленая и зимой и летом.Обратить внимание детей на березу.Это что за дерево? ( береза)Почему она без листочков?Береза еще спит, отдыхает, очень холодно и мало света, вместо воды – снег.

1.2.Загадка о ели.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять – и встретить.

Стоит колючая , как еж,

Зимою в платье летнем.

1.3. Стихотворение.

Тонкая береза, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего ж бело!

2.Физическая культура

2.1 Подвижная игра « Беги к тому, что назову»

2.2 Хороводная игра « Мыши водят хоровод»

3.Трудовая деятельность: сгребание снега с дорожек.

Цель:

- формировать желание помогать старшим в уборке участка.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Береза русская моя»

воспитатель Панчина Т.Ю.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.

Задачи:

- развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;

- развивать логическое мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение отгадывать загадки;

- расширять знания детей о деревьях, отличия деревьев друг от друга, свойства деревьев меняться в зависимости от времени года.

- воспитать бережное отношение ко всему живому.

Материал к занятию: презентация и иллюстрации с изображением березы в разное время года, макет березки, вырезанные листья березы ,клей ,салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстрации с изображением березки, беседы с детьми о деревьях, разгадывание загадок.

Ход занятия

Организационный момент:

(установление эмоционального контакта с детьми):

Подойди ко мне дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмёмся.

И друг другу улыбнемся.

В: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, очень красиво в лесу .

В: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

- Это модница лесная,

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом.

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (И. Семенова)

(Береза).

Дети: ответы детей.

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о березе. Береза – это символ русской земли. Она украшает нашу землю.

В: (показывает картину березы). Ребята, вот это дерево береза. Посмотрите, какая она красивая, высокая……..

В: Ребята, а сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Собери по образцу» (дети собирают разрезные картинки березы в разное время года).

В: Ребята, а какие изменения происходят с березой в разное время года? (картинки березы по временам года) Дети объясняют.

В: Ребята сейчас у нас на улице осень, а наша березка без совсем листочков.

В: У нас с вами стоит березка (макет) у нее нет осеннего настроения. Я предлагаю вам помочь нашей березке стать осенней красавицей, поможем им переодеться в осенний наряд.

В: Мы наклеим березкам листочки . Но прежде, чем приступить к работе, предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»:

Всем в лесу на удивление (растирают ручки)

Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза (поднимают руки вверх – показывают высоту дерева).

Шелестят листвой деревья (трут ладони друг от друга – шуршат)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут (показывают птиц).

В: Ребята, подойдем к березе ,подумайте, какие цвета нам понадобятся для работы?

Д: ответы

Дети приступают к работе. Воспитатель наблюдает, подсказывает, помогает.

В: Ребята у нас с вами получилась осенняя красавица береза.

Рефлексия.

Дети, а какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? Что мы сегодня с вами делали?

Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем занятии? Что вам запомнилось больше всего?

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию

( рисование)

« Листопад ,листопад, листья желтые летят»

( Н.Н.Леонова стр.48)

Образовательные области: « художественно- эстетическое развитие», « познавательное развитие», « речевое развитие»

Задачи:

- дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе

- формировать умение определять погоду по внешним признакам

- учить рисовать осенние листья приемом ритмичного примакивания кистью

- продолжать знакомить с теплыми цветами спектора

- создавать условия для художественного экспериментирования

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, игры с осенними листочками, рассматривание репродукций и слайдов о листопаде, рисование в уголке творчества.

Материалы и оборудование: репродукция картины В.Левиной « Осень. Листопад»; листы бумаги голубого цвета, гуашь желтого и красного цветов; кисть , салфетки, баночка с водой, красивые осенние листья; стихотворение Е.Пименовой

« Листопад».

Ход занятия:

Организационный момент :Ребята, посмотрите , какой сегодня день? На улице тепло или холодно? Верно на улице стало холодно, дует ветер .Какое время года наступило? ( осень).

Беседа с детьми: Наступила осень. Осенью часто бывает пасмурная погода, на небе облака и тучки, льет дождь.( Показ репродукции картины В Левиной « Осень.Листопад» .Посмотрите , ребята, на деревьях листочки какого цвета?

( желтые, красные, оранжевые).Осенью листья облетают с деревьев и это явление называется « Листопад» ( педагог читает стихотворение Е.Пименовой « Листопад»)

А повсюду листопад!

Листья под ноги летят.

Кружит ветер озорной

Красный листик, золотой…..

Составляет хоровод,

Листьями играя.

Это осень ка нам идет-

Гостья дорогая!

Физкультминутка( автор Е.Головин)

Осень. По утрам морозы ( дети встают на носочки и поднимают руки вверх, потом приседают)

В рощах – желтый листопад ( кружатся на носочках , руки на поясе)

Листья около березы (приседают, делая плавные движения руками)

Золотым ковром лежат (останавливаются, приседают).

Практическая часть :педагог предлагает детям создать изображение осеннего листопада. Показывает приемы и способы создания картины ( использование приема примакивания кисточкой).

Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь, побуждает детей распределять листья по всему листу, напоминает о правилах использования красками и кисточкой.

Заключительная часть :Педагог хвалит детей за проделанную работу , предлагает составить из рисунков большую панораму. Любование.( помещение детских работ на стенд ) .

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию. ( лепка)

« Листпопад». ( коллективная лепка)

( Н.Н.Леонова стр.93)

Задачи:

- учить детей замечать красоту осенней природы

- знакомить с осенним явлением природы – листопадом

- учить приему надавливания

- воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективной композиции.

Предварительная работа: наблюдение за листопадом на участке детского сада во время прогулки, экскурсии в парк, рисовании на занятии, игры с листочками.

Материалы и оборудование: нарисованная береза без листочков на листе формата А1, пластилиновые комочки желтого цвета, стихотворение М.Лесовой « Золотой дождь».

Организационный момент .Педагог предлагает детям отправиться на воображаемую прогулку в лес. Включает видеопроектор и показывает небольшой видеофильм « Осенний лес .Листопад».

Беседа с детьми: Ребята посмотрите ,что случилось с деревьями ( стали желтые,

листочки на деревьях стали яркие, разноцветные) Какое наступило время года ?

( осень). Наступила осень ,деревья оделись в красивый наряд, но подул ветерок сорвал листочки с деревьев и они полетели, закружились в воздухе и упали на землю. Как называется это явление ( листопад).

Физкультминутка: « Листопад» С.Белова.

Листопад, листопад, листья желтые летят ( дети бегут по кругу)

Листья желтые летят, словно зонтики кружат ( дети кружатся)

Ветер дунул раз ,два, три- оторвались от земли ( подняли руки с листочками вверх и покружились)

И взлетели высоко , но до неба далеко. ( присели).

Педагог. Ребята скоро все листочки опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Предлагаю на память об осени украсить нашу березу и будем на нее любоваться.

Практическая часть : на подносах перед детьми – пластилин желтого цвета, педагог показывает детям , как нужно оторвать кусочек пластилина и скатать между пальчиками маленький комочек, а затем прилепить его на деревце и примять пальчиком.( дети под наблюдением воспитателя украшают деревце листочками ).

Заключительная часть : ( педагог) Молодцы ребята! Дружно трудились и очень красиво украсили нашу березку. Теперь мы будем ею любоваться и вспоминать об осени ( коллективную работу помещаем на стенд в уголок природы).

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»

Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию восприятия, мышления, речи.

Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников.

Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это — основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы экологического воспитания.

Правильно построенное обучение с точки зрения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных зависимостей, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысливание, системное обобщение.

Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.

Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует

познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.

Но преподносить этот материал надо ребёнку с учетом краеведческого материала.

Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для дошкольников, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Родителям также рекомендуется, общаясь с ребёнком на прогулке, беседовать с детьми о животных, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать, увиденное.

Первоначальные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Беседа наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании дошкольника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на занятиях в дошкольном учреждении и вне его.

Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, когда выезжали на природу с родителями, каковы их впечатления от увиденного. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает знания детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе.

Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с внутренним строением человека, растений, с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники.

Большое значение, как в экологическом, так и в нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором»

 Н.Некрасова, «Чародейкою Зимою.»  Ф. Тютчева, «Чудная картина»

A. Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др.

Читая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рас сказывается.

В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий Н. Сладков, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер,

B. Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,

Е. Трутнева, и др.

Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями.

Один из любимых детских жанров - русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились(«Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.

Художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.

Спасибо за внимание!

Приглашаем к сотрудничеству.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области