Ломакина Юлия Святославовна,
директор Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым.
Учреждение дополнительного образования
и муниципальный опорный центр.
Федеральный проект государственной программы РФ "Образование" нацелен на обновление содержания и организации образовательной деятельности.
Целью регионального проекта «Успех каждого ребенка» является обеспечение к 2024 году детей в возрасте от 5 до 18 лет - 80% от общего числа детей доступным и качественным дополнительным образованием, развитие кадрового потенциала и модернизация инфраструктуры дополнительного образования.
Проект направлен на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов детей и молодежи.
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении организационной структуры системы дополнительного образования детей Республики Крым» от 11.03.2021 №347; на основании Постановления Администрации города Ялта от 30 апреля 2021г. №1134-п «О присвоении статуса «Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» на базе МБУДО «ЦРТДЮ» создан Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей.
Целью МОЦ является оптимизация условий для развития системы дополнительного образования, в том числе, по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей через эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи целевой модели дополнительного образования детей:
- повышение вариативности дополнительных общеобразовательных программ;
- содействие эффективности образовательного процесса;
-повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Основные направления деятельности МОЦ:
- мониторинг системы дополнительного образования;
-методическое сопровождение пилотного проекта Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Крым, регионального проекта «Успех каждого ребенка»; внедрения персонифицированного финансирования в образовательных учреждениях.
В настоящее время дополнительное образование осуществляется не только в учреждениях дополнительного образования, но и в школах, детских садах, клубах, колледжах. Поэтому большое внимание удаляется интеграции образовательных учреждений в освоении дополнительных программ и сетевому взаимодействию.
Инновационные программы ДОД разрабатываются, как в учреждениях дополнительного образования, так ив школах: Музейная педагогика,
Scratch программирование, Юнармеец, Основы 3D моделирования, Основы механики, Школьный медиацентр.
В учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦРТДЮ» в рамках федерального проекта – «Успех каждого ребёнка» открыты новые места в творческих объединениях туристско-краеведческой, социально-педагогической, художественной направленности. Разработаны и утверждены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и учебно-методические комплексы: Класс ударных инструментов «Ритм», Туристы-краеведы, Юные инспекторы движения, Юные туристы.
Активно создаются новые места и в общеобразовательных учреждениях по направлениям: Авиамоделизм, робототехника, судомоделирование, нейробиология, биология для любознательных, физико-химические исследования, занимательная психология и другие.
Модернизация дополнительного образования – это не только создание новых детских объединений, но и поиск новых методов, технологий образовательного процесса, новых форм повышения привлекательности содержания дополнительного образования, подходов к взаимоотношениям с родителями
Задача МОЦ выявлять и распространять лучшие педагогические практики посредством проведения методических объединений, тематических совещаний, консультаций, открытых занятий и мероприятий по обмену опытом работы в целях обеспечения необходимых гарантий качества и доступности дополнительного образования, материально-технического обеспечения дополнительных программ.
Выполняя задачи повышения профессионального мастерства, МОЦ способствует направлению педагогов на курсы повышения квалификации по направлению деятельности, участию в онлайн-семинарах, вебинарах и конференциях.
Содержательная и качественная работа по методическому сопровождению дополнительного образования строится на основе изучения деятельности образовательных организаций.
Муниципальный опорный центр разрабатывает систему мониторинга качества дополнительного образования с участием потребителей, общественности, процедур самооценки на основе взаимоодействия дополнительного образования с общеобразовательными организациями, создания площадок обмена опытом работы в сети Интернет, в том числе и на странице официального сайта МБУДО ЦРТДЮ «Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей»
С начала нового учебного 2021 года в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым введена система персонифицированного финансирования дополнительного образования для детей с выдачей сертификатов. Ознакомление родителей с работой Навигатора РК значительно упрощает информирование родителей о наличии кружков и студий, правилах приема, перевода, пользования услугами персонифицированного финансирования.
Работа Навигатора позволяет анализировать % охвата детей дополнительным образованием, востребованность, посещаемость творческих объединений.
Здесь же размещаются сведения об открытии новых объединений, мастер-классов и творческих мастерских. Как и всякое нововведение, Навигатор вызывает у некоторых родителей вопросы: как зарегистрироваться в Навигаторе, как заполнить в личном кабинете родителя информацию о детях, как получить сертификат, остаются ли доступными дополнительные программы без применения сертификата.
На эти и многие другие вопросы регулярно отвечает системный администратор МОЦ, который дает необходимые разъяснения не только родителям, но и педагогам дополнительного образования о возможностях и соблюдении обязательных требований в системе электронного учета занятий, детей и заявок родителей.
Педагог дополнительного образования должен уметь обращаться с современными электронными средствами учебного назначения.
В свою очередь муниципальный опорный центр ведет работу по накоплению и систематизации электронных средств учебного назначения: информационные, учебные и рекламные видеосюжеты, ссылки на различные образовательные ресурсы, в том числе и в сети Интернет.
Таким образом, в современном образовании начинаются изменения, связанные с цифровыми технологиями, и муниципальный опорный центр должен уметь оказать необходимую помощь педагогам дополнительного образования в их освоении.