Логопед советует
Речевое развитие детей раннего возраста
Родители – первые и самые важные педагоги малыша.
Дети раннего возраста очень зависимы от взрослых. Именно через них он знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, в дальнейшем начинает постигать систему человеческих взаимоотношений. Малыши строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
Первые годы жизни ребенка являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают звучание речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок расширяет свой пассивный словарь, которым позднее начинает активно пользоваться.
Речь необходимо развивать с раннего возраста.
Ребенок с детства должен слышать правильную, отчетливую речь. Нельзя искажать слова, общаясь с малышом, нужно четко произносить каждый звук, слоги, окончания слов, не торопиться. Важно четко произносить незнакомые, новые для ребенка, и длинные слова.
Все родители хотят, чтобы малыш начал говорить как можно раньше. Но бывает так, что ребенок не говорит, или его речевое развитие отстает (начинает говорить после 2,5 -3 лет). Подобная задержка должна насторожить.
Результаты обследования показываю, что у большинства таких детей сохранны интеллектуальные функции, понимание речи соответствует возрастной норме, а трудности проявляются в использовании активной речи. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи.
Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормы увеличивается.
Причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть органические поражения коры головного мозга или отставание в ее созревании. Можно выделить следующие причины ЗРР у детей:
-инфекция, перенесенная во время беременности,
- интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами,
- ранний и поздний токсикоз беременности,
- несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору,
- глубокая недоношенность,
- асфиксия в родах,
- родовая травма,
- генетический фактор,
- неблагоприятная наследственность,
- генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы,
- длительно текущие заболевания, ослабляющие иммунитет ребенка,
- тугоухость,
- низкая культура речевого общения в семье,
- недостаток внимания,
- частые и сильные стрессы,
- двуязычие в семье.
Конечно же не стоит ждать, пока ребенок вступит в беседу, общение самостоятельно. Задержка речевого развития может повлечь за собой и другие проблемы, включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Главный побудитель к правильному освоению речи – гармоничное и доброжелательное отношение родителей к ребенку и друг к другу, радость общения. При этом важно, чтобы слова связывались с конкретными бытовыми ситуациями и действиями, только в этом случае звучание слова соединяется с его смыслом.
К кому обратиться?
- начните со своего педиатра,
- посетите невролога,
- не откладывайте визит к логопеду.
Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.