Преподавание безопасности жизнедеятельности во внеурочное время на примере «Оказание первой помощи».
Ключевые слова: учащиеся, формирование навыков медицинской помощи, уроки ОБЖ, формы и методы обучения.
Аннотация. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются учителя ОБЖ при обучении учащихся основам медицинской знаний. Рассмотрены формы и методы формирования у обучающихся навыков оказания первой помощи на уроках ОБЖ.
В настоящее время в связи с увеличением чрезвычайных и опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни, актуальным является формирование у подростков навыков безопасного поведения.
Проблема безопасности человека растет с появлением новых технологий и не только, человек зачастую, забывает об элементарных способах защиты. Иногда зная, что необходимо предпринять в той или иной ситуации, но не может совершить элементарные действия, так как не сформирован навык безопасного поведения.
Навык безопасного поведения необходимо формировать с самого рождения. Но, прежде чем говорить о формировании безопасного поведения, необходимо разобраться с понятием.
«Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [1].
Для того, чтобы сформировать навык безопасного поведения каждому человеку, начиная с раннего возраста необходимо формировать определенную систему действий, выработанных до автоматизации для того, чтобы человек безопасно сосуществовал с окружающей средой.
Таким образом, для формирования безопасного поведения необходимо тренировать навыки безопасного поведения у ребенка на протяжении всей его жизни, в том числе, и при изучении Основы безопасности жизнедеятельности.
Как говорилось уже ранее, основы безопасного поведения закладываются с рождения ребенка, сначала родители говорят, что ребенку то, или иное делать нельзя, а потом навык формируется на отдельных отведенных дисциплинах.
Педагогическая проблема в формировании умений безопасного поведения заключается в том, что необходимо сформировать знания, умения и навыки, для оценки ситуации, помогающая быстро и адекватно реагировать на возникающую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Нужно также иметь навык предвидеть опасность, преодолевать тревожность, спешку, контролировать свои действия. Поэтому возникает необходимость продолжить формирование безопасного поведения во внеурочной работе школы в рамках дисциплины «Оказание первой помощи».
В Федеральном государственном образовательном стандарте «под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, включающей все ступени школьного образования» [2].
Конечно, под методами внеклассной работы следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, с целью решения учебно-образовательных задач.
Для педагога системообразующим фактором при выборе форм и методов становится педагогическая цель.
Во внеурочной деятельности можно также использовать метод поручения. Поручение – метод воспитания, который приучает к положительным и ответственным поступкам.
При проведении занятий необходимо сочетать и чередовать теоретические и практические разделы так, чтобы регулировать поток новой информации. Обучение стоит проводить при наличии материально-технической базы и качественного оборудования. Такое оборудование должно четко давать представление о приемах жизнеподдержания и никаким образом не искажать его. Оно должно иметь долгий срок службы и безопасным, в плане передачи инфекций.
Строить занятия нужно так, чтобы учащиеся заинтересовались, чтобы психологически были готовы принимать на практике свои приобретенные знания.
Во внеурочное время, я считаю, что лучше использовать интегрированный метод обучения, так как он дает возможность учащимся получать знания из разных учебных предметов. В результате достигается целостное восприятие действительности. Но следует также не забывать и о том, что каждая тема по оказанию первой помощи имеет свои методические рекомендации….
В настоящее время умение и знания основ оказания первой помощи должны стать значимыми для каждого человека. Главным критерием качества обучения первой помощи - уверенность преподавателя в том, что он сам сможет выполнить все мероприятия.
[1] Марчук Н.Ю.Психологические основы безопасности детства в условиях промышленных агломераций https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32058/1/ur_2014_12.pdf
[2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрено Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).