Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект ООД Подгруппового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР тема «Дифференциация звуков [С- Ш] в связной речи с использованием рассказа Л.Н. Толстого « Саша был трусишка»»

Создание организационно – педагогических условий, способствующие дифференциации звуков [с-ш] в предложениях, связной речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект ООД

Подгруппового занятия по развитию речи

для детей подготовительной группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР

МБОУ «СОШ № 34» четвертый корпус

на 2021 - 2022 учебный год

Образовательная область «Речевое развитие»

тема «Дифференциация звуков [С- Ш] в связной речи

с использованием рассказа Л.Н. Толстого « Саша был трусишка»».

Провел : Учитель - логопед

Фоменко Надежда Петровна

г.Бийск – 2021г

Ф.И.О. учителя - логопеда

Фоменко Надежда Петровна

Группа

(логопедическое

заключение)

Подготовительная группа

Общее недоразвитие речи III уровня

Тема занятия

Дифференциация звуков [с - ш] в связной речи с использованием рассказа Л.Н. Толстого « Саша был трусишка»

Тип занятия

подгрупповое

Занятие: закрепление ранее приобретенных умений

Используемые технологии

Здоровьесберегающие: элементы куклотерапии, динамическая пауза, организация комфортной психологической среды, технология мозжечковой стимуляции.

Личностно – ориентированные: организация предметно – развивающего пространства, индивидуального подхода, обеспечение комфортных условий развития ребёнка.

Проблемно – поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Цель занятия

Создание организационно – педагогических условий, способствующие дифференциации звуков [с-ш] в предложениях, связной речи

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

Способствовать формированию навыка дифференциации звука [с - ш] в предложениях, связной речи.

Продолжать развитие фонематического восприятия

Совершенствование умения пересказа рассказа Л. Толстого «Саша был трусишкой». Упражнять в употреблении существительных Род.п. в словосочетаниях.

Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, укреплять мышцы языка развитие тонкой и общей моторики,

Продолжать развивать подвижность нервных процессов и синхронизацию работы полушарий коры головного мозга посредством выполнения кинезиологического упражнения

Воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь

Воспитывать положительные эмоции к занятию

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Материально – техническое обеспечение

Альбом с игровыми упражнениями для дифференциации звуков [с - ш] в предложениях, интерактивная игрушка - повторюшка «Кот».

Предварительная работа:

Дифференциация звуков [с- ш] в чистоговорках и словосочетаниях.

Организационная структура логопедического занятия

Этап/ Цели / Длительность

Методы и приемы работы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность ребенка

1.Организационно – подготовительный этап

Организация мотивации, постановка учебной задачи, цели.

.

.

Отгадайте загадки:

Уточнение артикуляции звуков «С – Ш»

Произнесение звуков [с - ш]

Произнесение звуков [с- ш] в слогах.

В круг широкий мы встаём,

Друг друга за руки возьмём.

Будем вместе мы играть? – Да.

Будем крепко мы дружить? – Да.

Будем дружбой дорожить? – Да.

Друг другу будем помогать? – Да.

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья!

К нам на занятие пришел кот Пушок. Он не умеет выговаривать звуки [ с -ш ], и просит вас научить его правильно произносить звуки [ с -ш ].

Учитель - логопед называет слова со звуком с, ш

Научим кота Пушка правильно произносить звуки [ с - ш ].

Летит птица небылица,

в ней народ сидит,

меж собою говорит.

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он скачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь улетит.

Покажите большой шарик. Шарик лопнул. Покажите, как воздух выходит из шарика: ш – ш –ш.

Какой звук «Ш»? согласный, глухой, твёрдый.

Накачаем шарик насосом: с – с – с .

Давайте, вспомним артикуляцию этих звуков. Что делают наши губы, зубы и язык, когда произносим звуки [с] и [ш].

Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.

При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.

Ребята, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].

-

Вспомним характеристику этих звуков.

Возьмите из сумочки схемы, произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

Вносится интерактивная игрушка Кот - повторюшка

Кот повторяет их неправильно

Дети соглашаются

Дети отгадывают загадки. (Самолет). Выделяют первый звук в слове.

Какой звук «с»? согласный, глухой, твёрдый

(Шарик.) Выделяют первый звук в слове.

Какой звук «ш»? согласный, глухой, твёрдый

Дети по схеме рассказывают артикуляцию звуков [ с -ш ].

 Ответы детей. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.

При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.

При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.

Ответы детей. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.

Дети по схеме призносят звуки: сшш, ссш, сшс, шшсс,

сшшс

Ребенок повторяет за учителем – логопедом слоговые цепочки в сочетании с кинезиологическими упражнениями «Горочка », «Чашечка»

Са – са – ша

Ша – ша – са

Са – ша – са

Ша – са – ша

2. Основной этап.

.

1.Формирование навыка дифференциации звука [ с -ш ] в словах паронимах.

2. Учитель – логопед предлагает детям поиграть в игру «Зажги фонарик

3.Формирование навыков словобразования.

4.согласования существительных с числительными

5.Составление предложений с данными словами

6.Образование и употреблении существительных Род.п. в словосочетаниях со словом «нет»

7. Динамическая пауза

7. Совершенствование умения пересказа рассказа Л. Толстого «Саша трусишка».

8.Развитие диалогической речи.

9.Развитие общей моторики.

Координация слова с движениями.

10. Развитие речевого слуха.

Нацеливание детей о последующем пересказе.

.

12. Развитие тонкой моторики.

13. Работа в тетрадях.

Учитель – логопед посредством ИКТ предлагает ребенку картинки с изучаемым звуком.

А теперь исправь чистоговорку - путаницу, опираясь на картинки.

На столе стоит… (миска)

За столом сидит …(мишка).

На столе …(нож)

У Буратино длинный… (нос).

У Деда Мороза длинные (усы).

У зайца длинные… (уши).

Вы отлично справились с заданием.

Поиграем в игру в игру «Зажги фонарик»

Сумка, лошадь, снег, машина, каша, ландыш, фокус, шкаф, мышка, пылесос, сосна, шашлык, штанишки, насос.

Учитель – логопед показывает карточки из альбома, предлагает назвать слова ласково, стимулирует речевую активность ребенка.

«Назови ласково»: солнце – солнышко, сапоги – сапожки. старуха – старушка, стекло – стёклышко, пастух – пастушок, соловей – соловушка, стих – стишок, сын – сынишка, сова – совушка,

Давайте, из одного предмет сделаем несколько, и назовем и их.

Логопед подносит цифру 2 или 5 к предметам , дети называют.

Составьте красивые предложения с этими словами с помощью картинок.

А Самира дополнит предложение по картинке.

Игра с мячом «Скажи со словом « нет».

Дети встают перед учителем - логопедом, ловят мяч и образуют форму Родительного падежа словосочеиания

У меня пушистая шапка – у меня нет пушистой шапки.

У меня сосновая шишка – у меня нет сосновой шишки.

У меня душистая ромашка, смешная маска, шерстяной шарф, ушастая мышка.

Давайте ребята, сделаем зарядку

Быстро встали, улыбнулись

Выше- выше подтянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево, повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ.

Чтение логопедом рассказа Л. Тостого

«Саша трусишка».

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус.

Беседа по прочитанному.

Какой был Саша?

Что случилось?

Куда залез Саша?

Как там Саше было?

Как долго Саша был в шкафу?

Саша слышал, прошла гроза или нет?

Чему учит этот рассказ?

Что можете посоветовать Саше?

Динамическая физкультминутка

 Шашки на столе (присесть, руки вперед),

Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вверх).

Пересказ текста детьми.

Логопед предлагает детям по очереди пересказать текст.

Обязательно нацеливает детей на правильное произношение звуков [ с -ш ]

Дети с низким уровнем развития связной речи отвечают на вопросы логопеда по тексту.

В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

Ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

Вот, смотри два пальчика, это ушки зайчика.

От страха заинька дрожит и ушами шевелит.

Наш кот Пушок говорит, что у него есть друг,

Щенок Шарик, и они с ним дружат.

Пушок принёс нам портрет Шарика. Мы его сейчас раскрасим.

Коту Пушку очень понравилось наше занятие.

Он может повторить чистоговорки, которые вы выучили с воспитателем .

Отлично вы справились со всеми заданиями.

И научили кота правильно произносить звуки [ с -ш ] в словах, предложениях.

Ребенок правильно произносит слова со звуками [с - ш], подбирая по смыслу подходящую картинку из предложенных учителем – логопедом, затем проговаривают всё предложение.

Дети поднимают красный фонарик, если услышат звук

[ш], синий фонарик - если услышат звук [с].

Дети образовывают слова со звуками [с - ш] в одном слове.

Ответы детей:

одна старушка, две старушки. Пять старушек.

Одна совушка, две совушки, пять совушек.

Один сынишка, два сынишки, пять сынишек.

Один стишок, два стишка, пять стишков.

Один пастух, два пастушка, пять пастушков.

Одно солнышко, два солнышка, пять солнышек.

Предложения составленные детьми

На улице ярко светит солнышко.

Саша надел новые синие сапожки.

На скамейке сидела веселая старушка.

Саша нашёл красивое стеклышко.

Ксюша читает стишок.

Настя дополнила предложения по картинкам:

Саша выучил смешной …(стишок).

На сосне сидит …(совушка)

Дети ловят и бросают учителю – логопеду мяч, подбирая предложения со словом «нет»

Ответы детей.

У меня нет пушистой шапки

У меня нет сосновой шишки.

У меня нет смешной маски.

У меня нет ушастой мышки.

У меня нет душистой ромашки.

Дети выполняют движения

Дети слушают рассказ логопеда и рассматривают иллюстрацию

Ответы детей.

Дети: маленький, трусишка.

Была гроза.

Саша залез в шкаф.

Там было темно и душно.

Долго.

Нет, Саша не слышал, прошла гроза или нет.

Не прятаться от грозы в шкафу. Надо быть дома. Не надо бояться.

Дети выполняют движения проваривая слова чистоговорки.

Один ребенок пересказывает рассказ самостоятельно, ребёнок с низким уровнем развития отвечает на вопросы учителя – логопеда по тексту рассказа.

Ответы детей

Дети выполняют движения пальчиками по тексту.

Дети раскрашивают рисунок собаки, и дарят Пушку.

Дети проговаривают чистоговорки:

У Саши новые сапожки, а у Сони новые босоножки.

Саша шапкой шишки сшиб.

Кот повторяет чистоговорки.

14. Обобщение полученного опыта ребенком.

Чем мы сегодня занимались? Для чего это нужно? Чему ты ещё научился сегодня? Что хорошо получилось? Над чем мы ещё будем работать?

Дети отвечают на вопросы.

Использованные источники:

1. Нищева Н.В., Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2009

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001

3. Интернет ресурсы

4. Л.Н. Толстой рассказы для маленьких детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области