Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок« Пунктуационные нормы. Знаки препинания и их функции в письменной речи.»

Цели урока 1. Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам. 2. Уметь определять функцию каждого знака препинания. 3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока:« Пунктуационные нормы. Знаки препинания и их функции вписьменной речи.»

Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой)

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать принципы и функции знаков препинания; уметь применять нормы пунктуации на практике.

 Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока.

-Здравствуйте! Садтьесь, пожалуйста.

-У нас цурок русского языка.

-Откройте тетради и запишите число.

Сегодняшний урок начнем с небольшог экскурса в историю. Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Современный русский язык отличается тем, что в нем есть знаки препинания.

- Скажите, важны ли знаки препинания и почему.

- Какой раздел науки о языке изучает заки препинания,правила их употребления?

2 Определение темы урока.

-Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке, какова тема урока?

-Посмотрите на слайд, проверьте, правильно ли вы определили тему урока.

- Давайте вспомним, Что такое пунктуация?

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

- Откройте учебник на стр 162, упр 330. Прочитайте текст.

- Согласны ли вы с рассуждениями Довлатова? Какие знаки препинания упоминаются в тексте?

- А сколько всего знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

 (10 знаков)

(Слайд 2)

В современном русском языке 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

- Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

2. Постановка главной учебной задачи.

- Проблемный вопрос: умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

- Следовательно какую задачу поставим перед собой?

Задание 1. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами  восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

- Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

(Слайд 3)

«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно».

«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».

-Покажите, как меняется смысл предложения?

-Так что иногда от постановки знаков препинания зависел и ход истории. Этот знак препинания в истории назвали кровавым, соответственно, и функцию определили ему - функцию палача. Какому знаку?(запятой)

Вывод:  знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения, это один из принципов русской пунктуации.

3.Актуализация знаний

- Но прежде чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи.

Три  функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения;

- Ответ на этот вопрос найдите в тексте упр. 331.

- Работу выполните в парах. Выпишите ответы в тетрадь.

 - При выполнении данного задания мы   руководствовались   не только функциями  знаков препинания, но и принципами русской пунктуации.

Давайте вспомним эти принципы. Посмотрите видеоурок. Постарайтесь ответить на вопрос: чем обусловлен каждый принцип и какой принцип пунктуации является ведущим?( 2.38)

-Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

(Слайд 4)

Грамматический принцип обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки не могут быть авторскими, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация.

Смысловой принцип (логический). В основе правил   постановки  знаков

препинания лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое членение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое членение.

Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е. значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь на ее составные части.

- А теперь, ребята, теоретические знания мы должны применить на практике. Для этого выполним задание.

(Слайд 5)

Задание 3.

На слайде  строфа стихотворения Н. Гумилева «Слово».

- Представьте себе, что стихотворение Н. Гумилева было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную пунктуацию.(записать в тетрадь, восстанавливая знаки препинания)

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Словарная работа  (Слово «оный» (тот, тот самый)

- С чего вы начнете свою работу? (вспомнить принципы, прежде, чем расставить знаки препинания, нужно вдуматься в смысл стихотворения)

И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая

смысла. Далее я стал искать границы предложения. В конце строфы поставил

точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией

повествования, а не восклицания или вопроса. Далее я нашел сложное

предложение, внутри главной части которого есть придаточная, и вспомнил,

что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится

внутри главной части.

- Проверьте , правильно ли вы расставили знаки препинания.

(Слайд 6)

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Далее ученик объясняет постановку запятой между 3 и 4 строками.(разделение одн. членов)

- Какой принцип помог правильно расставить знаки препинания?

- Грамматический.

- Посмотрите на четверостишие и подумайте, о чем надо помнить, чтобы прочитать его выразительно.

- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)

- О каких принципах русской пунктуации мы говорили  сегодня на уроке?

- К каким принципам русской орфографии обращаемся чаще?

( Грамматический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую сторону текста)

-В каких заданиях ЕГЭ мы обращаемся к правилам русской орфографии?

- Сейчас возьмите карточки, посмотрите, с какими правилами пунктуационными будете работать?

(Знаки препинания при вводных конструкцииях, обращениях, обособление определений и обстоятельств, знаки препинания в сложных предложенияж).  (КИМы с сайта РЕШУ ЕГЭ)

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от берега.

18. .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

       От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника.

20.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.

- Посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения, задайте вопросы, если они появились.

(Слайд 7)

4 Рефлексия

Современный лингвист Нина Сергеевна Валгина считает: «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

- Согласны ли вы с таким высказыванием?

 - Можно ли выучить пунктуацию?

- О чем же мы должны помнить, когда решаем пунктуационную задачу, решая тесты?

- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о

ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность.

5 Подведение итогов

-Сегодня на уроке хочу отметить тех, кто активно и плодотворно работал ….,

Домашнее задание

Параграф 26, упр. 333

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области