Интегрированное занятие с использованием парциальной программы "Синтез" К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан. П.И.Чайковский "Вальс снежных хлопьев" из балета «Щелкунчик» Музыкальный руководитель Зверькова Л.В. Детский сад № 274 Присмотра и оздоровленя г. Красноярск
Цель: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста во всех доступных видах музыкальной деятельности; воплощение в рисунках музыкальных впечатлений Задачи: – Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; – Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии; – Учить соотносить художественный и музыкальный образ с явлениями действительности через пластические и звуковые образы; – Обогащать зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения в процессе музицирования; – Формировать музыкальное творчество у детей дошкольного возраста; Оборудование: ПК; экран, музыкальный центр, световые эффекты, шар. Материалы: - Репродукции русских пейзажистов – художников: И.И.Шишкин “Зима”, И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”; “Зимнее утро”; “Иней”; К.Ф. Юон “Волшебница зима”; - Портрет композитора П.И.Чайковского; – Видеофрагменты из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" – «Вальс снежных хлопьев»; - Краски – гуашь, салфетки влажные, кисточки беличьи № 8, подставка под кисти, палитры, стекло в рамке, сюрприз для детей, столы, баночка с водой.
Ход занятия
♫ Дети входят по музыку в музыкальный зал
Загадка: Звонкая погода, снега кутерьма, Это время года мы зовем… Дети: Зима!!! ♫ музыкальный фон «Зимний вальс»
Музыкальный руководитель: Правильно, Зима. Она дарит нам самые веселые игры, забавы, самые интересные сказки долгими зимними вечерами… И, сегодня, присаживайтесь поудобнее, мы поговорим с вами об этом сказочно – прекрасном времени года! Многие поэты, художники, композиторы, любили ее за волшебную красоту. Кто пишет картины? (Ответ детей: художники) Давайте полюбуемся зимними пейзажами картин русских художников.
♫ Музыкальный фон. Показ 3- 4 слайдов с репродукциями художников
Педагог обращает внимание на оттенки цвета, краски на картинах художников – они разные (нежно – голубой снег на полянах, нежно – розовый, сиреневый и серебристый иней на елочках, прозрачно – желтый цвет снега от лучей солнца, фиолетовые всполохи вечерней луны в зимнем лесу)
♫ Голосовая заставка Художественное слово Стихотворение «Опять зима» Александр Твардовский Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает. Как каждый день, полней и лучше,
Снежинок кружит хоровод… ♫ Перезвон колокольчиков ♫ Музыкальный фон «Музыка волшебных колокольчиков»
Музыкальный руководитель: Слышите? Откуда – то слышится перезвон… Скорее, закрывайте глаза (дети закрывают глаза)
Слайд «Снежинка»
♫ Волшебство. Дети открывают глаза; у педагога – Снежинка
Музыкальный руководитель: К нам в гости прилетела волшебная снежинка. Здравствуй, волшебная Снежинка! ♫ Музыкальный фон Снежинки Ребята, Снежинка с нами поздоровалась! Какой у Снежинки голосок? Дети описывают: сказочный, легкий, хрустальный, звонкий, стеклянный, волшебный, необыкновенный, холодный, прозрачный, ледяной, хрупкий, нежный, тонкий, высокий, тихий, воздушный…
Вопросы: - Какими музыкальными инструментами можно передать голос Снежинки? - Что такое оркестр? - Выбирайте инструменты и мы постараемся передать эти волшебные звуки.
Слайд "Оркестр
Музыкальный руководитель: Кто руководит оркестром? (дирижер) Выбрать дирижера оркестра Я предлагаю исполнить музыку Снежинок на музыкальных инструментах.
♫ Оркестр «Волшебных снежинок» Тема волшебных колокольчиков из оперы «Волшебная флейта» А. Моцарт Дети под руководством дирижера - ребенка играют в оркестре
Музыкальный руководитель: Какие волшебные звуки! – Ребята, художник рисует картины, поэт пишет (дети: стихи), – А кто сочиняет музыку? (Ответ детей: композитор)
Слайд Петр Ильич Чайковский
Музыкальный руководитель: Конечно! А композитор Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик» и так и назвал «Вальс снежных хлопьев». Действие происходит в волшебном зимнем лесу. Послушайте музыку и посмотрите удивительный хоровод снежных хлопьев.
♫ Видео Экран. Слушание П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»
Музыкальный руководитель: * Вам понравилась музыка? * Какая она по характеру? (Нежная, легкая, как будто кружится в танце, спускаясь с неба, снежная, вьюжная, сверкающая, переливающая, изящная, загадочная, тревожная) * Что такое Вальс? (Ответ детей: танец) * Что такое Балет? (Танец, передача чувств посредством движений)
Слайды из балета «Щелкунчик» Вальс снежных хлопьев П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель: * Как кружатся снежинки в зимнем лесу? (Ответ детей: тихо, неслышно, плавно, спокойно) * Ребята, я предлагаю превратиться в Снежинки и придумать свой танец.
♫ Творческая импровизация Этюд. «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский Дети по музыку П.И. Чайковского двигаются под музыку
Музыкальный руководитель: Успокоилась метель, тихо в зимнем лесу. Я предлагаю вам нарисовать музыку к произведению композитора Петра Ильича Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
ИЗО ♫ Музыкальным фоном звучит произведение П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» Дети передают настроение произведения в рисунке
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы передавали в своих картинах, произведениях настроение музыки, передавали свои чувства. А самое главное, теперь и вы сами стали художниками, композиторами, и нарисовали и сочинили свою сказочную музыку.
Дети рассматривают свои музыкальные картины – сочинения
Музыкальный руководитель: А в подарок, вам Снежинка дарит волшебный сундучок! Открывается сундучок - детям дарят маленькие снежинки.
Итог занятия. Беседа с детьми ♫ Музыкальный фон. Дети выходят из музыкального зала