Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тематический день "Путешествие в мир насекомых"

Цель Заложить основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности уточнить особенности внешнего вида насекомых закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы формировать двигательную активность детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Цель: Заложить основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности;

уточнить особенности внешнего вида насекомых;

закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы;

формировать двигательную активность детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии;

формировать желание получать удовольствие от общения с природой.

В течение всего дня с детьми путешествует Лесовиком Используются разнообразные методы и приемы деятельности с детьми, в которых уточняются и закрепляются не только знания природоведческого характера, но и решаются другие задачи. Тематический день предполагает продолжение системы наблюдений, углубление знаний детей. Параллельно прорабатывается логопедическая тема «Насекомые».

Встреча с Лесовиком

УТРО

Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание на то, что группа стала необычной: на стенах, столах картинки, игры с изображением насекомых.

- Что случилось, как вы думаете?

Вместе с детьми предполагаем, что мы попали в Страну насекомых. Обращаем внимание на открытку на окне. В ней загадки о жителях этой страны. Отгадываем загадки.

Воспитатель предлагает найти этих насекомых. Дети находят пчелку на цветке в уголке природы; божью коровку на листе Лимонника, а кузнечика на «зеленой лужайке» под Лимонником.

Выходит Лесовик здоровается , вы нашли моих друзей спасибо вам а я думал куда они улетели да ускакали, знакомится с детьми и приглашает детей в Страну насекомых, по которой они будут путешествовать весь день.

Беседа «Что дети знают о насекомых?»

Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.

Вопросы:

На наглядном материале показать разницу в размерах животных и насекомых. Лесовик оценивает ответы детей, поощряя их небольшими сувенирами (медалью картинка с насекомыми)

Утренняя гимнастика

Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Лесовик говорит, что за день насекомые пролетают, пробегают, припрыгивают много километров, а для этого нужны силы; предлагает детям поупражняться вместе с жителями Страны насекомых.

1.«Собираем пыльцу с цветка»

И. п. – основная стойка.

1. - наклон головы вперед.

2. – поворот головы вправо с наклоном.

3. – наклон головы вперед.

4. – поворот головы влево с наклоном.

2.«Бабочки»

2И.п. – о.с.

3. «Муравьишка строит дом»

И. п. – ноги врозь, руки к плечам.

1. – наклон в правую сторону, руки вверх в сторону.

2. – и. п.

3. – наклон в левую сторону, руки вверх в сторону.

4. – и. п.

4. «Кузнечик»

И. п. – ноги врозь, руки на пол перед ногами.

1,2,3 – пружинистые приседания

4. – и. п.

5. «Сороконожка»

Прыжки на правой ноге 5 раз, на левой ноге 5 раз, на двух ногах 5 раз.

Повторить 2 раза.

Логопедическая работа

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут ладошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Подвижная игра

«Медведь и пчелы»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость

В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок «медведь», дети- «пчелы». Выбрать медведя помогает считалка.

«Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети -«пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать.

Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед!

Из «берлоги» выходит ребенок -«мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу!

«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».

Правила игры можно менять по договоренности. Например, если вы играете вдвоем, то просто меняйтесь ролями. Если же играющих очень много, и трудно определить того, кто «ужалил», то можно «медведя» каждый раз выбирать с помощью считалки.

Дидактическая игра

«Подбери цветок для пчелки»

Индивидуальная работа

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)

Игра «Дорисуй другую половину»

Завтрак

После завтрака

Дидактическое упражнение на внимание

«Найди отличия »

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Подвижная игра

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость.

К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку р комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Занятие 1

Тема: Шестиногие малыши.

Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы.

Ход занятия:

1. Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли – и везде видели приход весны.

- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.)

- А почему птицы от нас улетели? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит - …

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.

Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета( разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Показать детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)

2. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к Лесовику с просьбой. Пусть он сделает нас на время маленькими, с муравья. Лесовик превращает детей в муравьев.

Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше.

Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья…

- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки – как большие валуны и т.д.

- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.

- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих лошадок. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.

- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

З. Александрова.

Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Смотрите, солнце зарыло желтое облачко. Это крылья бабочки. Оно всегда покрыто мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнат мир.

Физкультурная минутка

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». издает его существо с длинным носом. Кто это? Комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.

3. И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то част все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их заведется много. То пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.

4. Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

- Чем они непохожи?

- Что у них одинаково?

- Что одинаково у муравья и пчелы?

У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.

- Каких еще насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху)

- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)

- Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)

на прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.

Давайте поблагодарим лесовика и попросим снова сделать нас большими.

Занятие 2. Аппликация

Тема: «Бабочка на лугу».

Программное содержание: закрепить навыки вырезывания, наклеивания; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь.

Оборудование: большой лист зеленого цвета – поляна, шаблоны цветов из бумаги, иллюстрации с изображением разных видов бабочек.

Материал: листы разного цвета и размера для вырезывания бабочек, круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера; ножницы, кисточки, клей, клеенки, салфетки, подставки для кисточек.

Ход занятия:

Лесовичок предлагает вырезать бабочек из сложенного пополам листа бумаги. Цвет бабочки каждый ребенок выбирает сам.

Сначала дети рассматривают строение бабочки, отмечают, что у нее длинное овальное тело и большие крылья. Воспитатель показывает детям способ вырезывания бабочки.

Самостоятельная работа детей.

После того, как бабочки будут готовы, дети приступают к оформлению крыльев.

По окончании работы дети выбирают для своей бабочки шаблон цветка, приклеивают его на «поляне», а на него приклеивают бабочку. Полученным панно украшают группу.

ПРОГУЛКА

Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.

Наблюдение за насекомыми

Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.

Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.

Опыт

Вырезаем из картона разного цвета круги : красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Разложим круги цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положим по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.

Сядем подальше от наших "цветочков" и наберемся терпения, сидим очень тихо, что бы не напугать наших "гостей". Скоро на наши листочки бумаги начнут садиться насекомые.

4. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на колени.)

Через 20 минут смотрим сколько насекомых на какие цветочки садились, каким насекомым какой цвет больше нравится.

Результаты:

Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых -бабочек, мотыльков, пчел. Синий больше нравится мухам. Обратите внимание, что осы любят желтый цвет. Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, сережки у березы) обычно бывают без нектара. Но если поставить или налить мед на зеленую бумагу, насекомые полетят туда забыв про свои любимые цвета.

Трудовые поручения

Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.

Подвижные игры

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети должны найти игрушки насекомых.

(«Дневные и ночные бабочки»)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Индивидуальная работа

Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам.

Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро вед зима придет.

Будет пчелкам чем питаться.

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.

Ритмично размахивают руками крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.

Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

Топают ногами.

Ежатся.

Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание меда в соты.

Игра – настольный театр по сказке «Муха-Цокотуха»

Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам».

Цели: развивать внимание детей; закреплять знания о цветах.

Пчеленок хочет посмотреть, какие дети внимательные, смогут ли они указать путь до цветка каждой пчелке.

Индивидуальная работа

«Собери пазлы»

Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закреплять навыки соединения частей; закрепить знания о внешнем виде, отличительных особенностей насекомых;

Свободные игры детей

Цель: развивать творческую инициативу детей.

Викторина

Воспитатель с Лесовиком делят детей на команды

Вопрос - ответ «Что мы знаем о насекомых»

Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые».

Лесовик задает вопросы дети отвечают.

1 задание «Отгадай загадку»
1.С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка - 
Зеленая спинка. (Кузнечик)
2.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
3.Не зверь, не птица, в носу спица.
Летит – кричит, сядет - молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар)
4.Какая коровка, скажите, пока,
Еще никому не дала молока? (Божья коровка)
5.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом – просто кроха,
А укусит – будет плохо. (Пчела)
6.В лесу у пня беготня, суета:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи)

7. Кто над нами вверх ногами 
Ходит - не страшится, 
Упасть не боится, 
целый день летает, 
Всем надоедает? (муха)

8. Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)

2 задание

Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

3 задание. «В какой сказке я живу?» Какая команда назовет сказки, в которых встречаются насекомые.

4задание. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» я называю слова, а вы скажите, что лишнее:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Лесовик хвалит детей и прощается , а на прощание дарит на память медали «Юные зоологи »

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области