Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников»

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании, привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников»

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально нравственного облика и позиции ребенка. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя обездоленным и одиноким.

Воспитанием ребенка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время, под давлением разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии, которые, как правило, далеки от привития семейных ценностей подрастающему поколению.

Вопросы семейных ценностей и традиций семейного воспитания занимают видное место в работах отечественных педагогов и психологов: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Н. Острогорского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Нормальная семья представлялась им союзом, в котором царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, совместный труд. Как говорил Василий Сухомлинский: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В его книге «Родительская педагогика», основным методом считается воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей – «эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец…»- обращается автор к главе семьи.

Цель: Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании, привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Задачи:

• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;

• Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили свою работу в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями возраста детей, учитывая следующие принципы:

Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.

Большое место было отведено проектной деятельности. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектов представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Проекты

Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, сплочению детского коллектива, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.

Семейные прочтения

Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит - тот живет, не тужит».

Чтение в группе

Читаем с ребятами и в группе: произведения русского народного творчества (сказки, мифы, легенды), стихи и рассказы о семье. При ознакомлении с пословицами, мы с ребятами играем в речевую игру «Объясни пословицу». Например, я читаю детям пословицу: *Полна хата детей, так и счастливо в ней. А ребята должны объяснить её смысл: когда много детей дома весело и нескучно, когда дома дети- никто не грустит, дети приносят радость в дом и т.д. Нравится детям и отгадывать загадки про семью:

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Фотоколлажи

Родители вместе с детьми активно принимали участие и при составлении фотоколлажей и фоторепортажей: «Мама – слово дорогое», «Как похожи мы на папу», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья – моя!», «Отдыхаем с внуками», «Как мы летом отдыхали», «Хобби моей семьи».

Дидактические игры

Широко использовали в своей работе дидактические игры: «Волшебные слова», «Правильно - неправильно», «Азбука настроения», «Мой дом», «Славянская семья» и другие.

В дидактической игре «Старше-младше» дети определяют степень старшенства. Цель этой игры развивать внимание и умение правильно употреблять слова старше, младше.

В игре «Подбери признаки» дети подбирают признаки для своих родных. Мама, какая она? - заботливая, добрая, веселая, любимая. В этой игре у детей формируется навык речевого развития, обогащение речи эпитетами, умение передать свои чувства к родному человеку.

Так же ребятам очень нравится игра «Семейные ценности», которая учит детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира. В игре они должны определить значение слова и что оно значит для семьи: счастье или горе. Например слово «Забота» значит- счастье, а слово «Равнодушие» – горе. Дети с точностью определяют значение определений. Эта игра вызывает яркие эмоции участников.

Зеленый сад

Одна из традиций нашей группы акция «Зеленый детский сад», в которой родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе - важная часть в нравственном становлении личности ребенка. А также родители вместе с детьми с удовольствием принимают участие в благоустройстве и оформлении участка детского сада.

В продуктивных видах деятельности, например, рисовании, дети любят рисовать свою семью, пользуясь семейным альбомом, украшать открытки для родных. Также, используя предметы и оборудования для лепки, аппликации, конструирования, дети в свободное время изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моя семья», « Дом, в котором мы живем», «Семейный праздник», «Семейные путешествия».

После внутрисемейного обсуждения дети на занятии по изобразительной деятельности рисовали семейный герб.

С удовольствием ребята изготавливают подарки к праздникам для пап и мам. На «День отцов» ребята рисовали портреты пап, а для мам к «Дню матери» изготавливали тарелочки, открытки, букеты и т.д.

Беседы

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Родителям были предложены темы бесед: «Наша дружная семья», «Семьи большие и маленькие», «Как бабушки и дедушки заботятся о своей семье», в которой важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться. Для родителей были подготовлены консультации и рекомендации на данную тему.

Результаты

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.

Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:

Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.

Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.

Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.

Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.

Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области