Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самусенко И. М.,

кандидат филос. наук,

преподаватель общественно-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

В уже заканчивающемся учебном году тысячи учреждений профессионального образования, техникумов и колледжей вели свою работу, ориентируясь на стандарты WorldSkills. Российское профобразование движется по пути развития практико-ориентированного обучения.

Техникум призван готовить обучающихся к жизни в современном мире. Ко времени окончания учебного заведения молодой человек должен быть полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе, обладать профессиональной мобильностью. Он должен быть способен собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения. Все это диктует отход от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переход к идеологии развития на основе личностно ориентированной модели образования. К таким активным методам обучения относится метод проектов. Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Ряд современных исследователей характеризуют проектный метод как технологию XXI века. [7, с. 53] В современную педагогику уверенно входит новое понятие «проектная культура обучающегося». [2] В области профессиональных компетенций педагога появилось требование обязательной организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся. [10]

Вместе с тем, в современном образовательном пространстве метод проектов до сих пор вызывает неоднозначное отношение – от радостного принятия до настороженного и даже отрицательного отношения. Представляется, что связано это с тем, что проектное обучение является сложным синтезом познавательного, предметно-практического и личностного опыта. Сложность реализации этой технологии и определяет ее неоднозначное восприятие.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. [1, с.72] Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. «Метод» в данном случае является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Е. Т. Полат предлагает следующее определение метода проектов – «инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного/под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся знаний/аспектов проблемы, ее микротем». [9, c. 172]

Метод проектов всегда предполагает решение обучающимися какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому метод проектов - способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является обучающийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. По мнению Дж. Дьюи «обучающийся учится только тогда, когда сам осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности». [Цит. по 6, с. 7]

Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности. 

Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в обучении:

- Перенос акцента на самостоятельную работу обучающегося, в ходе которой он учится самостоятельному поиску и анализу информации.

- Более полное вовлечение обучающегося в образовательный процесс, повышение его учебной мотивации. Процесс обучения становиться самомотивируемым, так как возрастает интерес к работе по мере его выполнения.  [4]

- Активизация познавательных интересов обучающихся, их творческих устремлений. Предоставление каждому обучающемуся возможности самореализации. 

- Развитие коммуникативных навыков, получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах устной, письменной, с использованием новейших технологических средств. 

Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Существует огромное разнообразие самых различных, по самым разным основаниям, классификаций учебных проектов. [3,5,8] По характеру деятельности обучающегося, а нас в первую очередь интересует именно деятельностный подход, проекты бывают информационными, творческими, исследовательскими и практико-ориентированными. В практике учреждений СПО приходится иметь дело преимущественно с информационными и исследовательскими проектами.

Информационные проекты – это проекты, связанные со сбором, проверкой, ранжированием информации, полученной из различных источников, по какой либо актуальной профессиональной, предметной, межпредметной тематике. Такой вид проектов более подходит для обучающихся со слабо сформированными исследовательскими навыками, познавательными возможностями.

Исследовательские проекты направлены на получение знания, характеризующегося новизной и теоретической или практической значимостью. Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную или диссертационную работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы. После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи. По завершению исследовательской работы формулируются результаты и выводы, обозначаются новые исследовательские проблемы.

При разработке проекта должны выполняться основные требования, которые одновременно можно рассмотреть и в качестве последовательно сменяющих друг друга этапов работы в рамках проектной деятельности:

1.Работа всегда должна быть направлена на разрешение конкретной, причём социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. У обучающихся чаще всего возникают проблемы с описанием актуальности исследования. Им необходимо разъяснить, что актуальность темы определяется либо малой изученностью проблематики, либо ее значимостью на современном этапе развития общества, связанностью с актуальными общественными противоречиями и процессами. Так, с одним из обучающихся в этом году была определена тема изучения графических обозначений валют мира. При кажущемся обилии информации по этой теме, она остается практически неизученной, по ней отсутствуют не только монографические исследования, но даже обобщающие научные статьи.

Преподаватель на данном этапе проводит консультационную работу, участвует в обсуждении темы, выявлении ее актуальности, предметной области. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться преподавателем с учётом учебной ситуации по своей дисциплине, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. 

 2.Планирование действий по разрешению проблемы (иными словами, выполнение работы) всегда начинается с проектирования, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой проводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Обучающийся должен четко понимать, что ему необходимо собрать информацию, выделить в ней существенные факты, обобщить и систематизировать собранную информацию. Преподаватель направляет обучающихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, дает советы.

3.Исследовательская работа обучающегося – обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками. На данном этапе преподаватель редактирует работу обучающегося, уточняет и детализирует ее ход, указывает на недочеты. Так, на пример, при реализации проекта «Происхождение названий денежных единиц мира» обучающийся должен собрать информации об истории происхождения данных названий, выявить повторяющиеся мотивы в их происхождении, сгруппировать названия валют мира по этим линиям сравнения. Наконец, определить то, почему именно эти факторы явились типичными в происхождении названий денежных единиц. Ему приходится использовать методы индукции, дедукции, сравнения, анализа, синтеза и др.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками в ходе разрешения поставленной проблемы. На данном этапе преподаватель берет на себя роль эксперта, который оценивает проект в совокупности его характеристик.

5.Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и его защиты. Не менее важна на данном этапе и рефлексия. Учащийся должен сам анализировать выступление, действия в процессе создания проекта, определять перспективы исследования. Преподаватель должен дать свои комментарии по поводу выступления, выделить удачные и неудачные моменты так, чтобы их поняли и приняли обучающиеся.

Анализируя опыт организации проектной деятельности по общественно-гуманитарным дисциплинам, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: 

1.Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету.

2. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: — проблематизация; — целеполагание; — планирование; — исследовательские умения; — коммуникативные умения; — презентационные умения; — рефлексивные умения. 

3. Обучающиеся, выполняющие проекты общественно-гуманитарным дисциплинам принимают участие и занимают призовые места в научно-исследовательских конференциях разного уровня. Участие в таких конференциях позволяет им приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

 Таким образом, включение в учебный процесс проектной деятельности обучающихся, при ее грамотном сопровождении позволяет им пройти путь от темы проекта до его реализации. Попутно она способствует формированию будущих специалистов, дает возможность выбирать обучающемуся собственную траекторию развития профессиональной самостоятельности и ответственности.

Литература

1. Бтемирова Р. И. Метод проектов в условиях современного высшего образования//Современные проблемы науки и образования. 2016. №3.

2. Бреднева Н. А. Формирование проектной культуры студентов в ВУЗе//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №2.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2000. 

4. Волохов М.С. Проектный метод в условиях меняющейся цивилизации.// Среднее профессиональное образование. 2009. №12.

5. Дорджиева Л.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов посредством метода проектов// Среднее профессиональное образование. 2006. №11.

6. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М., 2001.

7. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №6.

8. Зюлин В.В., Кортунова Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов. // Среднее профессиональное образование.2010. №9.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/под ред. Е. С. Полат. – М., 2005.

10. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»(Заверено в Минюсте РФ 24.09.2015 № 38993).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области