«Игра как средство образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС»
Воспитатели: Дьяконова Елена Дмитриевна,
Агафонникова Валентина Николаевна
МБДОУ-ЦРР Детский сад №16 «Золотинка»
«Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В.А.
С этого учебного года в первой старшей группе «Солнышко» МБДОУ ЦРР Детского сада №16 «Золотинка» апробируется и реализуется программа «Вдохновение».
Основная образовательная программа дошкольного образования (ДО) «Вдохновение» создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.
Целью программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, сообразное актуальной, социокультурной ситуации детства и требованиям современного общества и государства, через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Основная задача Программы – предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться высокого качества современного дошкольного образования в России.
Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка, предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования и сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом (УМК), который помогает реализовать все её положения, как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.
Мы все прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Тем не менее, в современной жизни дети больше предпочитают коллективным, подвижным и другим видам игр – компьютерные игры, телефоны и гаджеты. Детям не надо думать, в этих компьютерных играх – за них все придумано.
Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени. Бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Но каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешным. Чтение, счёт, изучение иностранных языков, подготовка к школе – вот приоритеты многих родителей. Игра, как таковая, кажется для большинства родителей, какой-то пустой ненужной тратой времени. Поэтому, к сожалению, наши дети стали меньше играть.
Исследования показывают, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В игре у ребенка реализовывается свой творческий потенциал, т.к. он должен не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли ведущего. В раннем детстве ребенок именно в игре, становится самостоятельным, больше общается со сверстниками, выбирает игрушки и использует разные предметы, преодолевает те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры и ее правилами, развивается как личность. Игра - доступный для детей вид деятельности, это способ познания окружающего мира, впечатлений, знаний.
Но вот, что важно. В игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно, по их предпочтениям. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Она нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
К сожалению, цифровые технологии повлияли и на детские игрушки. Они у каждого поколения детей разные и различаются, в особенности куклы, животные, бытовая утварь, транспорт. Используя игрушки в разных играх, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это, прежде всего, относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.
Если в XX веке девочки играли с куклами и пупсиками, а мальчики – с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, кукла Лол, Братц, а мальчики играют в роботов, трансформеров. Детям интереснее играть в компьютерные игры, где достаточно лишь одним нажатием на кнопку, можно переодеть, покормить интерактивную куклу, построить дом и при этом у детей не развивается мыслительная деятельность, творчество и фантазия.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы выявили ряд проблем, решением которых, на наш взгляд, является применение игр разных форм и видов.
Составили с детьми занимательную сюжетно-ролевую игру, которая всех заинтересовала, сплотила в единый детский коллектив. В этой игре вначале девочки рисовали простым карандашом кукол, вырезали, а потом «шили» одежду, используя цветные карандаши или фломастеры. Мальчики «строили» дома для кукол из конструктора ЛЕГО.
Создавали по ходу сюжета различные сложные ситуации. Например, у куклы порвалось платье или испачкалось, у мальчиков «разрушился» дом или не хватает «стройматериалов». Находили совместно пути решения, которые дети самостоятельно должны были выполнить. При этом стимулировали всех ребят включиться в решение игровых задач и стараться выходить из трудных положений.
С помощью игр мы регулировали эмоциональное состояние ребёнка и налаживали доброжелательные отношения с окружающими. В данном случае, главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Игра с такими самодельными игрушками способствует развитию у детей мелкой моторики, воображения, фантазии, чувства вкуса, стимулирует творческую активность и дружелюбие.
В результате – девочкам очень понравилась придумывать разные наряды для кукол, а мальчикам строить дома, мебель для кукол: столы, стулья, кровати…
Игры для детей являются сложным, многофунциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, они адаптируются к окружающему миру, развиваются, учатся и взрослеют, самостоятельно придумывают различные игровые сюжеты.
Таким образом мы пришли к выводу, что в группе сформировалась благоприятная среда для различных форм развивающей игровой деятельности, таких как обучающая, самостоятельная, дидактическая, подвижная, драматизация, сюжетная, познавательная.
В рамках реализации ФГОС все занятия стали проводится в игровой форме. И работа по данному направлению будет продолжена. Именно в игре можно многому научить детей, сделать их не только успешными и умными, но и счастливыми. Ведь, цитируя известного писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Используемая литература:
1. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
2. Бобби Коннер. 500 идей для творческого развития (перевод на русский язык, ООО «Манн, Иванов и Феббер», 2017)
3. Дошкольное воспитание №10/2019. ООО Изд. дом «Дошкольное воспитание.
4. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте
5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.
6. https://firo.ranepa.ru/ оbrazovanie
Приложение