"Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС" деятельности в условиях реализации ФГОС"

В современном обществе основной игрой для ребенка - это телефоны, гаджеты. Поэтому ребенку не надо думать сюжет игры , за них все придумано, им только одним нажатием на кнопку, можно переодеть, покормить интерактивную куклу, построить дом и при этом у детей не развивается мыслительная деятельность, творчество и фантазия. Поэтому и мы им предлагаем другую игру.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Игра как средство образовательной деятельности

в условиях реализации ФГОС»

Воспитатели: Дьяконова Елена Дмитриевна,

Агафонникова Валентина Николаевна

МБДОУ-ЦРР Детский сад №16 «Золотинка»

«Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский В.А.

С этого учебного года в первой старшей группе «Солнышко» МБДОУ ЦРР Детского сада №16 «Золотинка» апробируется и реализуется программа «Вдохновение».

Основная образовательная программа дошкольного образования (ДО) «Вдохновение» создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.

Целью программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, сообразное актуальной, социокультурной ситуации детства и требованиям современного общества и государства, через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.

Основная задача Программы – предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться высокого качества современного дошкольного образования в России.

Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка, предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования и сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом (УМК), который помогает реализовать все её положения, как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.

Мы все прекрасно знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Тем не менее, в современной жизни дети больше предпочитают коллективным, подвижным и другим видам игр – компьютерные игры, телефоны и гаджеты. Детям не надо думать, в этих компьютерных играх – за них все придумано.

Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени. Бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Но каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешным. Чтение, счёт, изучение иностранных языков, подготовка к школе – вот приоритеты многих родителей. Игра, как таковая, кажется для большинства родителей, какой-то пустой ненужной тратой времени. Поэтому, к сожалению, наши дети стали меньше играть.

Исследования показывают, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В игре у ребенка реализовывается свой творческий потенциал, т.к. он должен не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли ведущего. В раннем детстве ребенок именно в игре, становится самостоятельным, больше общается со сверстниками, выбирает игрушки и использует разные предметы, преодолевает те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры и ее правилами, развивается как личность. Игра - доступный для детей вид деятельности, это способ познания окружающего мира, впечатлений, знаний.

Но вот, что важно. В игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно, по их предпочтениям. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Она нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

К сожалению, цифровые технологии повлияли и на детские игрушки. Они у каждого поколения детей разные и различаются, в особенности куклы, животные, бытовая утварь, транспорт. Используя игрушки в разных играх, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это, прежде всего, относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Если в XX веке девочки играли с куклами и пупсиками, а мальчики – с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, кукла Лол, Братц, а мальчики играют в роботов, трансформеров. Детям интереснее играть в компьютерные игры, где достаточно лишь одним нажатием на кнопку, можно переодеть, покормить интерактивную куклу, построить дом и при этом у детей не развивается мыслительная деятельность, творчество и фантазия.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы выявили ряд проблем, решением которых, на наш взгляд, является применение игр разных форм и видов.

Составили с детьми занимательную сюжетно-ролевую игру, которая всех заинтересовала, сплотила в единый детский коллектив. В этой игре вначале девочки рисовали простым карандашом кукол, вырезали, а потом «шили» одежду, используя цветные карандаши или фломастеры. Мальчики «строили» дома для кукол из конструктора ЛЕГО.

Создавали по ходу сюжета различные сложные ситуации. Например, у куклы порвалось платье или испачкалось, у мальчиков «разрушился» дом или не хватает «стройматериалов». Находили совместно пути решения, которые дети самостоятельно должны были выполнить. При этом стимулировали всех ребят включиться в решение игровых задач и стараться выходить из трудных положений.

С помощью игр мы регулировали эмоциональное состояние ребёнка и налаживали доброжелательные отношения с окружающими. В данном случае, главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Игра с такими самодельными игрушками способствует развитию у детей мелкой моторики, воображения, фантазии, чувства вкуса, стимулирует творческую активность и дружелюбие.

В результате – девочкам очень понравилась придумывать разные наряды для кукол, а мальчикам строить дома, мебель для кукол: столы, стулья, кровати…

Игры для детей являются сложным, многофунциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, они адаптируются к окружающему миру, развиваются, учатся и взрослеют, самостоятельно придумывают различные игровые сюжеты.

Таким образом мы пришли к выводу, что в группе сформировалась благоприятная среда для различных форм развивающей игровой деятельности, таких как обучающая, самостоятельная, дидактическая, подвижная, драматизация, сюжетная, познавательная.

В рамках реализации ФГОС все занятия стали проводится в игровой форме. И работа по данному направлению будет продолжена. Именно в игре можно многому научить детей, сделать их не только успешными и умными, но и счастливыми. Ведь, цитируя известного писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Используемая литература:

1. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

2. Бобби Коннер. 500 идей для творческого развития (перевод на русский язык, ООО «Манн, Иванов и Феббер», 2017)

3. Дошкольное воспитание №10/2019. ООО Изд. дом «Дошкольное воспитание.

4. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте

5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.

6. https://firo.ranepa.ru/ оbrazovanie

Приложение





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.05.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.