Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятия по развитию речи на тему «Путешествие в лесную школу» в подготовительной группе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

на тему «Путешествие в лесную школу»

в подготовительной группе

Программное содержание:

Цель: формирование монологической речи детей за счет расширения представлений о социальной жизни и явлений природы.

Задачи:

Индивидуальная работа: Ваня М. – отработка правильного построения предложений; Женя - закреплять умение четко произносить звук «ч» изолированно и в словах.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, физическое развитие, художественно – творческое развитие.

Предварительная работа: систематически проводятся занятия по развитию речи, детям читали познавательную и художественную литературу о диких животных, смотрели фильмы о животных, проводились беседы о домашних и диких животных, о природе, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рисование птиц и животных, дидактические игры «Скажи наоборот», «Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Животные на планете» и др., словесные игры, творческие игры «Зоопарк», «Прогулки в лес».

Материал и оборудование: проектор, карта, магнитофон, мяч, корзинка, картинки, корзина с яблоками, макеты деревьев, игрушки: заяц, медведь, белка, бейджики для детей с этими зверями, поезд с вагончиками, голубая ткань-река, камни (физкультурные кубы) с буквами, 3 солнышка с лучиками.

Методическое обеспечение:

Владимирская Л.А. «От осени до лета»

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. – М.: Просвещение, 2004

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи.- М.- Просвещение, 1981

Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году». Путешествие в мир природы. Развитие речи.

Ход проведения.

Ι. Вводная часть

Дети сидят полукругом лицом к проектору.

Обращаюсь к детям:

- Сегодня у нас не обычное занятие.

На проекторе высвечивается письмо.

- Нам пришло письмо, давайте прочитаем от кого (на проекторе). Письмо от Старичка-лесовичка. Читаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Из-за дождей затопило дорогу в лесную школу, и теперь лесные звери не могут в нее попасть. Пожалуйста, помогите! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны, на пути вам встретится много испытаний и трудностей. Старичок-Лесовичок».

- Ну что, ребята, поможем Лесовичку и лесным зверям добраться до школы? (да).

- Тогда будем готовиться к дальнему путешествию.

ΙΙ. Основная часть

- Какое сейчас у нас время года? (осень).

- Значит, в какой лес мы с вами отправимся? (в осенний).

- На каком транспорте мы можем отправиться в лес? (дети называют свои варианты)

- Я предлагаю кое-что поинтересней, мы отправимся в лес на поезде. Вы не против? (нет). Давайте встанем все друг за другом и возьмемся за пояс друг друга (под музыку).

Дыхательная гимнастика:

- Делаем глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговариваем звук: Ч-Ч-Ч).

- Ну, вот мы с вами и приехали.

На экране – картина золотой осени. Звучит музыка «Звуки леса».

- Слышите звуки леса? Пение птиц?

- Что происходит осенью в природе (дети называют приметы осени).

- Осень бывает какая? (красивая, золотая, щедрая, ласковая, веселая, чудесная, теплая, долгожданная, разноцветная).

- Какие слова вы можете сказать о лесе? (дремучий, густой, осенний, сказочный, волшебный).

- Как много красивых слов вы придумали об осеннем лесе. А вот как сказал о лесе осенью поэт И.А. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

- Какие слова об осеннем лесе из стихотворения вы добавили бы к уже сказанным?

Дети дополняют определения.

- Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам двигаться. На карте изображена зеленая поляна с корзиной. Посмотрите внимательно вокруг, может, здесь есть корзина.

Игра «Отгадайка»

- Под деревом стоит корзинка, сейчас мы увидим, что в ней лежит? (заглядываю в корзинку). А в ней лежат картинки. Но картинки неполные, изображена лишь часть какого-то животного. Что же нужно сделать? Наверно лесные звери хотят с нами поиграть. Давайте отгадаем животных.

Дети выбираю картинки из корзинки сами, сидя на ковре. И состаувляют по ним предложения, используя притяжательные прилагательные.

- Я вижу кошачий хвост, значит, это кошка.

- Я вижу волчью голову, значит, это волк.

- Я вижу заячьи уши, значит, это заяц.

- Я вижу медвежье туловище, значит, это медведь.

- Я вижу волчье туловище, значит, это волк.

- Я вижу медвежью лапу, значит, это медведь.

- Я вижу беличий хвост, значит, это белка.

- Я вижу барсучью голову, значит это барсук.

- Я вижу совиную голову, значит, это сова.

- Я вижу оленью голову, значит это олень.

- Я вижу лисий хвост, значит, это лиса.

Если Женя не называет слова со звуком «Ч», прошу повторить его слова «барсучья», «заячья», «волчья».

- Молодцы, думаю, мы справились с заданием, давайте посмотрим на карту, куда нам идти дальше. Работа в группах.

- Давайте посмотрим, куда же нам двигаться дальше. На карте изображены три дерева. Оглянитесь вокруг, кто-нибудь видит полянку с деревьями?

На экране появляется записка от Лесовичка: «Ребята, на полянке под каждым деревом сидят звери, они все лето не ходили в лесную школу, и многое позабыли. Помогите, пожалуйста, каждому выполнить задания».

- Чтобы нам выполнить задания, мы с вами разделимся на три команды, у вас на бейджиках изображены картинки, у кого изображены зайчики пойдут помогать зайцу; у кого мишки — медведю; у кого белки - белочке.

ЗАДАНИЕ ЗАЙЦА «Раздели и рассели».

- Помогите расселить героев в вагоны поезда, разделив каждое слово на слоги. Если в слове один слог, поместите картинку в первый вагон, если два — во второй, три — в третий, четыре — в четвертый (на ковре лежат картинки, ребенок сам выбирает себе картинку, делит на слоги и помещает в нужный вагон).

ЗАДАНИЕ БЕЛКИ «Определи звук».

Определи первый и последний звук в словах.

ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Составь рассказ» (на полу лежат игрушки, различные предметы, ребенок выбирает себе игрушку и составляет о ней рассказ, описывая ее). Например: Это заяц - мягкая игрушка. Он весь белый, пушистый, мягкий, очень красивый, длинноухий, короткохвостый. Зайцы любят морковку. Они живут в лесу, осенью меняют шубку с серой на белую. Заяц - дикое животное, трусливое.

Контролирую в рассказе Вани М. построение предложений.

Когда дети закончили выполнение заданий, предлагаю немного размяться.
Физкультминутка «В осеннем лесу»

Мы пришли в осенний лес.

Много здесь вокруг чудес!

Справа берёзки стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях желтеют листочки,

А в траве прячутся грибочки

дети ходят друг за другом

хлопают в ладоши

поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону плавно отводят в сторону левую руку поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево

приседают и соединяют округленные ладони с раздвинутыми пальцами

- Двигаемся дальше, смотрим карту, на карте изображена звуковая схема.

На проекторе появляется изображение лисы и волка и две звуковые схемы,

- Подумайте и определите, к какому слову относится схема? Почему ты так думаешь?

Игра с мячом «Придумай слово»

- Я вам буду говорить начало слова, а вы должны придумать конец.

ра- (кета), (ссказ), (бота) …

су- (мка), (чок), (рок) …

ко- (шка), (рова), (са) …

Задание «Переправа» (на полу расстелена голубая ткань)

- Посмотрите еще раз на карту, мы уже почти пришли к лесной школе. Вот она та самая дорога, которую затопило, из-за которой звери не могут попасть в лесную школу. Что будем делать? Как нам попасть на другой берег? (варианты ответов детей)

Игра «Из чего какой?»

- Если построить плот из дерева он будет (деревянный).

- Мост из железа — (железный).

- Плот из резины — (резиновый).

- Лодка из пластмассы — (пластмассовая).

- Нужно построить переправу, чтобы мы смогли перебраться на другой берег, а из чего? Посмотрите, у нас лежат камушки, может быть, из них построим дорожку?! На камушках что-то изображено. Что это? (буквы)

- Давайте составим из этих букв слово, и тогда мы сможем построить дорожку из камешков и перебраться на другой берег.

Дети составляют из букв слово «осень», построив мост, переправляются на другой берег.

На экране проектора появляется изображение Старичка- Лесовичка и лесной школы. Читаю записку: «Спасибо вам, ребята, за то, что построили переправу, и теперь лесные звери смогут попасть в школу. Я знаю, что вы тоже скоро пойдете учиться в школу, я надеюсь, что вы будете учиться на одни пятерки. А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить» (достаю корзинку с яблоками).

- Ну, а нам пора, ребята, возвращаться в детский сад, занимайте места в нашем поезде.

Дети встают друг за другом и так же под музыку возвращаются на ковер.

ΙΙΙ. Заключительная часть

Рефлексия.

- Дети, на доске изображены три больших солнышка: веселое, нейтральное и грустное, но они без лучиков. Если вам понравилось занятие, и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, возьмите по одному лучику и украсьте веселое солнышко; если вы считаете, что у вас что-то не получилось, положите лучики к нейтральному солнышку; если вам занятие совсем не понравилось, было трудно, украсьте лучиком грустное солнышко.

Программа детского сада № 49 – основная общеразвивающая программа дошкольного образования, разработана на основе программы дошкольного образования «Детство» с использование парциальной программы О.С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста».

Программное содержание занятия соответствует возрастным задачам речевого развития

Тема занятия определена в соответствии с временем года и календарным планом группы. С детьми уже проводились занятия по лексической теме «Осень». У детей есть знания об осени и ее приметах, полученные как на занятиях («Подарки осени», «Чем накормить медведя и белку», «Как звери готовятся к зиме»), так и в наблюдениях в природе. Дети могут подбирать прилагательные и наречия к разным объектам, большинство детей используют их при составлении рассказов («Осеннее дерево», «Моя любимая игрушка»), с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа. Дети могут находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты. Внимательно выслушивают рассказы сверстников, замечают речевые ошибки, доброжелательно исправляют их.

Затрудняются в образовании сложносоставных слов (седовласый, длинноногий и т.п).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области