КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
на тему «Путешествие в лесную школу»
в подготовительной группе
Программное содержание:
Цель: формирование монологической речи детей за счет расширения представлений о социальной жизни и явлений природы.
Задачи:
Индивидуальная работа: Ваня М. – отработка правильного построения предложений; Женя - закреплять умение четко произносить звук «ч» изолированно и в словах.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, физическое развитие, художественно – творческое развитие.
Предварительная работа: систематически проводятся занятия по развитию речи, детям читали познавательную и художественную литературу о диких животных, смотрели фильмы о животных, проводились беседы о домашних и диких животных, о природе, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рисование птиц и животных, дидактические игры «Скажи наоборот», «Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Животные на планете» и др., словесные игры, творческие игры «Зоопарк», «Прогулки в лес».
Материал и оборудование: проектор, карта, магнитофон, мяч, корзинка, картинки, корзина с яблоками, макеты деревьев, игрушки: заяц, медведь, белка, бейджики для детей с этими зверями, поезд с вагончиками, голубая ткань-река, камни (физкультурные кубы) с буквами, 3 солнышка с лучиками.
Методическое обеспечение:
Владимирская Л.А. «От осени до лета»
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет. – М.: Просвещение, 2004
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи.- М.- Просвещение, 1981
Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году». Путешествие в мир природы. Развитие речи.
Ход проведения.
Ι. Вводная часть
Дети сидят полукругом лицом к проектору.
Обращаюсь к детям:
- Сегодня у нас не обычное занятие.
На проекторе высвечивается письмо.
- Нам пришло письмо, давайте прочитаем от кого (на проекторе). Письмо от Старичка-лесовичка. Читаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Из-за дождей затопило дорогу в лесную школу, и теперь лесные звери не могут в нее попасть. Пожалуйста, помогите! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны, на пути вам встретится много испытаний и трудностей. Старичок-Лесовичок».
- Ну что, ребята, поможем Лесовичку и лесным зверям добраться до школы? (да).
- Тогда будем готовиться к дальнему путешествию.
ΙΙ. Основная часть
- Какое сейчас у нас время года? (осень).
- Значит, в какой лес мы с вами отправимся? (в осенний).
- На каком транспорте мы можем отправиться в лес? (дети называют свои варианты)
- Я предлагаю кое-что поинтересней, мы отправимся в лес на поезде. Вы не против? (нет). Давайте встанем все друг за другом и возьмемся за пояс друг друга (под музыку).
Дыхательная гимнастика:
- Делаем глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговариваем звук: Ч-Ч-Ч).
- Ну, вот мы с вами и приехали.
На экране – картина золотой осени. Звучит музыка «Звуки леса».
- Слышите звуки леса? Пение птиц?
- Что происходит осенью в природе (дети называют приметы осени).
- Осень бывает какая? (красивая, золотая, щедрая, ласковая, веселая, чудесная, теплая, долгожданная, разноцветная).
- Какие слова вы можете сказать о лесе? (дремучий, густой, осенний, сказочный, волшебный).
- Как много красивых слов вы придумали об осеннем лесе. А вот как сказал о лесе осенью поэт И.А. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
- Какие слова об осеннем лесе из стихотворения вы добавили бы к уже сказанным?
Дети дополняют определения.
- Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам двигаться. На карте изображена зеленая поляна с корзиной. Посмотрите внимательно вокруг, может, здесь есть корзина.
Игра «Отгадайка»
- Под деревом стоит корзинка, сейчас мы увидим, что в ней лежит? (заглядываю в корзинку). А в ней лежат картинки. Но картинки неполные, изображена лишь часть какого-то животного. Что же нужно сделать? Наверно лесные звери хотят с нами поиграть. Давайте отгадаем животных.
Дети выбираю картинки из корзинки сами, сидя на ковре. И состаувляют по ним предложения, используя притяжательные прилагательные.
- Я вижу кошачий хвост, значит, это кошка.
- Я вижу волчью голову, значит, это волк.
- Я вижу заячьи уши, значит, это заяц.
- Я вижу медвежье туловище, значит, это медведь.
- Я вижу волчье туловище, значит, это волк.
- Я вижу медвежью лапу, значит, это медведь.
- Я вижу беличий хвост, значит, это белка.
- Я вижу барсучью голову, значит это барсук.
- Я вижу совиную голову, значит, это сова.
- Я вижу оленью голову, значит это олень.
- Я вижу лисий хвост, значит, это лиса.
Если Женя не называет слова со звуком «Ч», прошу повторить его слова «барсучья», «заячья», «волчья».
- Молодцы, думаю, мы справились с заданием, давайте посмотрим на карту, куда нам идти дальше. Работа в группах.
- Давайте посмотрим, куда же нам двигаться дальше. На карте изображены три дерева. Оглянитесь вокруг, кто-нибудь видит полянку с деревьями?
На экране появляется записка от Лесовичка: «Ребята, на полянке под каждым деревом сидят звери, они все лето не ходили в лесную школу, и многое позабыли. Помогите, пожалуйста, каждому выполнить задания».
- Чтобы нам выполнить задания, мы с вами разделимся на три команды, у вас на бейджиках изображены картинки, у кого изображены зайчики пойдут помогать зайцу; у кого мишки — медведю; у кого белки - белочке.
ЗАДАНИЕ ЗАЙЦА «Раздели и рассели».
- Помогите расселить героев в вагоны поезда, разделив каждое слово на слоги. Если в слове один слог, поместите картинку в первый вагон, если два — во второй, три — в третий, четыре — в четвертый (на ковре лежат картинки, ребенок сам выбирает себе картинку, делит на слоги и помещает в нужный вагон).
ЗАДАНИЕ БЕЛКИ «Определи звук».
Определи первый и последний звук в словах.
ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Составь рассказ» (на полу лежат игрушки, различные предметы, ребенок выбирает себе игрушку и составляет о ней рассказ, описывая ее). Например: Это заяц - мягкая игрушка. Он весь белый, пушистый, мягкий, очень красивый, длинноухий, короткохвостый. Зайцы любят морковку. Они живут в лесу, осенью меняют шубку с серой на белую. Заяц - дикое животное, трусливое.
Контролирую в рассказе Вани М. построение предложений.
Когда дети закончили выполнение заданий, предлагаю немного размяться.
Физкультминутка «В осеннем лесу»
Мы пришли в осенний лес. Много здесь вокруг чудес! Справа берёзки стройные стоят, Слева елочки на нас глядят, На деревьях желтеют листочки, А в траве прячутся грибочки | дети ходят друг за другом хлопают в ладоши поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону плавно отводят в сторону левую руку поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево приседают и соединяют округленные ладони с раздвинутыми пальцами |
- Двигаемся дальше, смотрим карту, на карте изображена звуковая схема.
На проекторе появляется изображение лисы и волка и две звуковые схемы,
- Подумайте и определите, к какому слову относится схема? Почему ты так думаешь?
Игра с мячом «Придумай слово»
- Я вам буду говорить начало слова, а вы должны придумать конец.
ра- (кета), (ссказ), (бота) …
су- (мка), (чок), (рок) …
ко- (шка), (рова), (са) …
Задание «Переправа» (на полу расстелена голубая ткань)
- Посмотрите еще раз на карту, мы уже почти пришли к лесной школе. Вот она та самая дорога, которую затопило, из-за которой звери не могут попасть в лесную школу. Что будем делать? Как нам попасть на другой берег? (варианты ответов детей)
Игра «Из чего какой?»
- Если построить плот из дерева он будет (деревянный).
- Мост из железа — (железный).
- Плот из резины — (резиновый).
- Лодка из пластмассы — (пластмассовая).
- Нужно построить переправу, чтобы мы смогли перебраться на другой берег, а из чего? Посмотрите, у нас лежат камушки, может быть, из них построим дорожку?! На камушках что-то изображено. Что это? (буквы)
- Давайте составим из этих букв слово, и тогда мы сможем построить дорожку из камешков и перебраться на другой берег.
Дети составляют из букв слово «осень», построив мост, переправляются на другой берег.
На экране проектора появляется изображение Старичка- Лесовичка и лесной школы. Читаю записку: «Спасибо вам, ребята, за то, что построили переправу, и теперь лесные звери смогут попасть в школу. Я знаю, что вы тоже скоро пойдете учиться в школу, я надеюсь, что вы будете учиться на одни пятерки. А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить» (достаю корзинку с яблоками).
- Ну, а нам пора, ребята, возвращаться в детский сад, занимайте места в нашем поезде.
Дети встают друг за другом и так же под музыку возвращаются на ковер.
ΙΙΙ. Заключительная часть
Рефлексия.
- Дети, на доске изображены три больших солнышка: веселое, нейтральное и грустное, но они без лучиков. Если вам понравилось занятие, и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, возьмите по одному лучику и украсьте веселое солнышко; если вы считаете, что у вас что-то не получилось, положите лучики к нейтральному солнышку; если вам занятие совсем не понравилось, было трудно, украсьте лучиком грустное солнышко.
Программа детского сада № 49 – основная общеразвивающая программа дошкольного образования, разработана на основе программы дошкольного образования «Детство» с использование парциальной программы О.С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста».
Программное содержание занятия соответствует возрастным задачам речевого развития
Тема занятия определена в соответствии с временем года и календарным планом группы. С детьми уже проводились занятия по лексической теме «Осень». У детей есть знания об осени и ее приметах, полученные как на занятиях («Подарки осени», «Чем накормить медведя и белку», «Как звери готовятся к зиме»), так и в наблюдениях в природе. Дети могут подбирать прилагательные и наречия к разным объектам, большинство детей используют их при составлении рассказов («Осеннее дерево», «Моя любимая игрушка»), с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа. Дети могут находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты. Внимательно выслушивают рассказы сверстников, замечают речевые ошибки, доброжелательно исправляют их.
Затрудняются в образовании сложносоставных слов (седовласый, длинноногий и т.п).