Конспект занятия для старших дошкольников
«Посиделки у самовара»
Цель: формирование уважительного отношения к национальным традициям.
Задачи:
- познакомить детей с самоваром как предметом народного быта;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- учить понимать смысл пословиц;
- побуждать к сохранению традиции семейного чаепития;
- развивать речь детей, используя все виды фольклора: пословицы, поговорки, загадки;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать культуру поведения за столом;
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Как хорошо, что мы сегодня вместе собрались. Возьмите за руку того, кто стоит в вами рядом. Почувствуйте тепло ваших друзей, пожелайте им доброго здоровья, хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу!
- Присаживайтесь, ребята.
Проблемная ситуация.
- Нужно узнать предметы, которые здесь спрятались? (перечисляют)
-Какой предмет на картине самый главный, самый важный? (самовар). Если дети затрудняются ответить, то загадать загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
- Самовар считался символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме. Если самовар «пел песни» (гудел), когда закипал, люди говорили – это к добру.
- Хотите узнать больше о самоваре?
- Тогда давайте посмотрим видеоролик.
Видеоролик
Беседа после просмотра видеоролика:
- Что такое самовар?
- В каком городе изобрели первый самовар? (Тула)
- Из какого материала изготавливали?
- Какой формы делали самовар? (банка, ваза, шар, яйцо, рюмка…)
- Вот еще задание для вас. Дидактическая игра «Разрезные картинки» (дети собирают самовары)
- Что на них? (самовары). Как называются их формы?
- Молодцы, вы справились с заданием. Но, я думаю, как говорит русская пословица: «лучше один раз увидеть, чем 100 услышать». Давайте рассмотрим настоящий самовар.
Рассматривание самовара снаружи и внутри.
- Сколько ручек? почему ручки деревянные? (чтобы не обжечься)
- Сколько ножек?
- Как устроен внутри?
- «Делу время, а потехе час»
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы играли в самовар (руки на бок, повороты вправо-влево)
Он пыхтел, как самосвал (надувая щеки произносить пых-пых)
Сапогом его качали (имитация)
В топку щепочки бросали (имитация)
И ловили кольца пара (прыжки с хлопками)
Вытирая лоб от жара (имитация)
- А теперь я приглашаю вас в мастерскую. Вы сегодня выступите мастерами по украшению самоваров. Они получатся единственными и неповторимыми. Кто знает, может, и ваше творение прославится на весь мир.
- Замечательные самовары у вас получились! Неповторимые, яркие, красивые! Покажите свои самовары гостям.
-А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку из самовара? (проходят за стол с накрытым вскипевшим самоваром, чашками, блюдцами, баранками, пряниками, конфетами)
Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Поговорки во время чаепития.
- Послушайте поговорки, которые придумал русский народ про чаепитие:
«Самовар кипит, уходить не велит»,
Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Рефлексия
-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
-Где производят самые известные самовары?
-Что такое чаепитие на Руси?
- Из чего любили пить чай?