ОБУЧЕНИЕ «ОСОБЕННЫХ» ДЕТЕЙ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от места проживания, состояния здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и индивидуальным возможностям. Доступность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью обеспечивается посредством создания в образовательных организациях специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ОВЗ, понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) представляют неоднородную как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении категорию детей с ОВЗ:
дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями слуха;
Для реализации образовательных программ можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА и ЗПР:
Организация обучения детей с НОДА в сочетании ЗПР в условиях образовательной организации имеет свою специфику. Учитывая двигательные нарушения и нарушения психического развития для обучающихся очень важны коррекционные занятия.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АОП ООО. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется школой, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающихся.
Программы коррекционных курсов обеспечивают:
Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности обучающегося.
Развитие моторных навыков имеет важнейшее значение в абилитации обучающихся с НОДА и ЗПР, но, уделяя большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость реализации интеллектуального и креативного потенциала. В связи с этим в школе у ребенка не только формируют традиционные графические навыки, но и учат использовать компьютер для выполнения письменных работ.
Большое значение в образовательной деятельности имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с выраженными двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Комплексная абилитация детей предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и АФК, специальную коррекционно-педагогическую работу по коррекции психического развития, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА и ЗАПР, развитие произносительных способностей. Развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА и ЗПР тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных курсов.
Основные задачи реализации содержания: Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.
Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики.
Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции. Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.
Основные задачи реализации содержания: Формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений.
реализации содержания: Формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия. Развитие познавательных способностей.
Основные задачи реализации содержания: Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности.