ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время количество лиц с ограниченными возможностями неуклонно растет. Особенно увеличение численности инвалидов заметно среди детей, и значительно выросло оно в последние десятилетия.
Согласно статистике ВОЗ, в 2015 году в мире проживало более 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями, это составляет 15% от всего населения земли. В России проживает более 10 миллионов человек с ограниченными возможностями, что составляет 7% от общей численности населения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в специальном коррекционном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям [2].
К их числу относятся:
• дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• дети с нарушениями восприятия (слабослышащие и глухие, слабовидящие и незрячие);
• дети с задержкой психического развития;
• умственно отсталые дети;
• дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
• дети со сложными комбинированными недостатками в развитии,
• дети с нарушениями речи.
К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями, относятся:
• ограниченное и замедленное восприятие;
• недостатки речевого развития;
• недостатки развития моторики;
• недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
• недостатки развития мыслительной деятельности;
• пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
• недостатки в развитии личности (неумение управлять своим поведением, неадекватная самооценка, пессимизм, эгоизм, низкая коммуникабельность, неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих).
Инвалидность – нетрудоспособное положение человека, ограниченного физически, умственно, сенсорно или психически. Инвалид (слово произошедшее от латинского «invalid») – имеет значение «бессильный», «немощный» человек с задержкой в развитии, человек с ограниченными возможностями и некоторыми отклонениями. Возможности инвалидов в личной, общественной жизнедеятельности ограничены из-за его полной или частичной неспособности осуществлять самообслуживание, самостоятельно двигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [4].
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с нарушениями памяти, незрелостью высших психических функций, с функциональной недостаточностью слухового и зрительного восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – письме, конструировании, рисовании, лепке.
Снижение познавательной активности у детей с ОВЗ проявляется в ограниченности запаса знаний обо всём окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту.
Негрубое недоразвитие речи проявляться может в нарушениях звукопроизношения, недостаточной дифференцированности и бедности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У огромной части детей наблюдается снижение слухоречевой памяти, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.
Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы проявляются в двигательной расторможенности, слабости волевых установок, аффективной возбудимости, импульсивности, эмоциональной неустойчивости, или, наоборот, в вялости, апатичности.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, так как разнообразными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим очень трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей этой категории являются именно трудности регуляции поведения, гиперактивность, недостаточность внимания, замедленный темп мыслительной деятельности, снижение памяти. Однако стимуляция деятельности данных детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Благодаря этому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы [6].
Знаменитые психологи П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский в развитии личности в качестве доминирующей стороны называют социальный опыт, который ребенком усваивается на протяжении всего детства. В процессе усвоения данного опыта происходит не только лишь приобретение детьми отдельных умений и знаний, но осуществляется также и развитие их способностей, формирование личности.
Основная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограниченной мобильности, в ограниченном общении с природой, недоступности культурных ценностей, а иногда даже и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями является в настоящее время актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как социальную, психическую, биологическую природу, также и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Очень важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, интеллектуальной, физической), во все возможные и необходимые сферы жизни социума.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-p от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» законодательно введена новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста - служба ранней помощи. Целью такой службы является обеспечение процесса создания условий по раннему выявлению нарушений и ограничений в развитии ребенка, его адаптацию и полноценную интеграцию в социальное и образовательное пространство [5].
Создание системы ранней помощи в России соответствует таким положениям как «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» в части создания комфортных и благоприятных условий для жизни, обеспечения равного доступа и качества дошкольного образования для детей с ОВЗ (не имеющих статуса инвалида) и детей-инвалидов, детей из групп риска, в том числе детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении [2].
В настоящее время не только педагогика, но и многие отрасли современного научного знания характеризуются особым интересом к ранним этапам развития человека. Именно на первых этапах жизни ребенка задается направление становлению базового жизненного опыта и происходит формирование важнейших черт личности. Первые год жизни ребенка трактуются как определенный рубеж прогнозирования дальнейшего его развития.
Целями создания системы ранней помощи являются: раннее выявление риска развития нарушений у детей от рождения до 3 лет; создание единой системы психолого-педагогических, медико-социальных мероприятий, основанных на внутри-и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих максимально полную компенсацию нарушений здоровья; оказание услуг по развитию детей с ОВЗ, целью которых является исключение возникновения нарушений в развитии или коррекции имеющихся особенностей; формирование и развитие способностей таких детей к их оптимальной адаптации и интеграции в общество; оказание помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и воспитания ребенка в семейной среде; повышение уровня компетентности родителей и других членов семьи по расширению их возможностей, создание условий для построения маршрута роста и развития ребенка с ОВЗ, планирование жизни ребенка в будущем; содействие социальной интеграции семьи и детей; разработка системы мер по профилактике инвалидности и нарушений здоровья детей; обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ОВЗ в дошкольную образовательную организацию [6].
Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует гибкого и деликатного подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь только при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения и воспитания, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития [5].
Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия – это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. Это, в первую очередь, повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая составляющая. Это внесение изменений в образовательную программу, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа / инклюзивное образование». Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать.
Для решения этих проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников [7].
У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения. Перед самим началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.
2. Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.
3. Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.
Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.
Преодолению излишнего напряжения способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности.
Досуг, направленный на развитие у каждого ребёнка способностей, необходимых для общения – один из наиболее эффективных средств для социализации детей с ОВЗ.
Совместные походы с детьми в театр, кино, на экскурсии позволяют формировать мировоззрение детей, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, во многом определяет его отношение к жизни. Часто дети-инвалиды, обучающиеся на дому, оказываются оторванными от этой стороны жизни классного коллектива [8].
Таким образом, цель скоординированной работы коллектива детского учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня дети с отклонениями в развитии могут получить психолого-педагогическую помощь как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии нужно начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте, а во время школьного обучения – с оказания специальной помощи в специальном классе.
Так, для всех малышей раннего возраста интеграция выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи. Именно для всех, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие. Для ребенка с проблемами в развитии она окажется жизненно необходимой, закладывающей основы реабилитационного процесса. Но при коррекционном воздействии на малыша с задержкой созревания сенсомоторных функций следует учитывать его индивидуальные возможности к принятию этой помощи и оказывать ее по всем основным направлениям развития ребенка.
В дошкольном возрасте возрастают требования к обучающей деятельности специально подготовленного взрослого, ее адресности и целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Эти способы чрезвычайно специфичны для детей со сложной структурой нарушения и с умственной недостаточностью. В дальнейшем, когда каждый педагог или воспитатель познакомится с концептуальными подходами, методами и приемами коррекционно-педагогического воздействия, а в штате образовательного учреждения будет учитель-дефектолог и учитель-логопед, возможно оказание этой комплексной помощи в каждом дошкольном учреждении.
Список литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Выготский Л. С. Собр. сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
3. Затуливетер Л.А. Организованный досуг как фактор воспитания и развития учащихся: Дис… канд. пед. наук. – Липецк, 1998. – 211 с.
4. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с.
5. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.
6. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71‒78.
7. Петракова Г. М. Социализация детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 682-683.
8. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,20015.
9. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004. № 6. С. 28‒31.
Сведения об авторе:
Татьяна Александровна Брыкина, старший воспитатель, МАДОУ № 27 г. Сысерть