Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.

показать систему работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста начал патриотизма в процессе ознакомления с родным городом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.

Попова Любовь Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной

категории,

МАОУ СОШ №1 СП Детский сад №17,

г. Соликамск, Пермский край

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств дошкольника через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Успешное формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:

Учитывая выделенные условия, нами была разработана система работы воспитательно-образовательного процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками по формированию патриотических чувств, который направлен на обогащение представлений детей дошкольного возраста о родном селе и городе.

Уровень представлений детей о своем родном крае во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, доступно ли оно для восприятия и понимания детей дошкольного возраста, какие методы, средства и приемы используются, какая предметно-развивающая среда в группе.

Реализация задач необходимо осуществлять в соответствии с ФГОС ДО через интеграцию всех образовательных областей и различные виды детской деятельности, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае.

На данном этапе мы проводили работу, которая заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Педагогическая работа на протяжении всего периода проведения исследования проводилась с учетом полученных данных на первом этапе диагностики. Помимо групповых занятий проводились подгрупповые, игры, индивидуальная работа с детьми.

Целью нашей работы было увеличение интереса к родному города, его истории и культуре.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своему краю;

- формировать интерес каждого дошкольника к настоящей и прошлой стране, умение видеть красоту вокруг себя, воспитывать уважение и гордость;

- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими жителями своего города, участниками жизни города;

- показывать личный пример детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

Были использованы следующие формы работы: рассказы, экскурсии, развлечения, викторины, беседы, народные праздники и т.д.

Наша деятельность велась по следующим направлениям:

1. Игровая деятельность включала ряд дидактических игр, цель которых закрепить знания о достопримечательностях города;

2. Художественная деятельность включает сочинение творческих рассказов, рисунки, беседы. При воспитании патриотических чувств, важно не количество прочитанных книг, а правильный их подбор, последующая беседа по прочитанному, отношение детей к услышанному.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Для этого в ДОО используются различные формы организации деятельности детей, одной из которых является тематические занятия. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей

Одним из важных принципов построения любого педагогического процесса является тематическое планирование. Свою работу начали темой «Я и моя семья». Потому что любовь малыша к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому, городу. Поэтому работу, по формированию патриотических чувств, стараемся проводить в тесном взаимодействии с семьей.

В изучении с детьми темы «Моя семья» активное участие приняли родители: сделали фотоколлажи о своей семье, генеалогическое древо и герб своей семьи, дети нарисовали портреты членов своей семьи. В результате беседы дети уже не только слушали рассказ, но и сами принимали активное участие в диалоге. Они увлеченно и с любовью рассказывали о самых родных и близких им людях.

Далее работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста продолжилась темой «Мой любимый детский сад». По данной теме нами предполагалось проведение экскурсии по детскому саду, знакомство детей с помещениями, с группами, а также с трудом сотрудников. Рассказывали о необходимости помогать сотрудникам детского сада в поддержании чистоты и порядка в помещениях и на участке. На занятиях рисования детям предлагалось изобразить «детский сад сегодня» и «детский сад будущего». Дети проявили большую фантазию: вместо воспитателей будут роботы, в детском саду будут только интерактивные игрушки, не будет сон часа, и т.д. Рассмотрели деятельность воспитателей, бухгалтера, заведующего, прачки и т.д., но подробней остановились на деятельности повара: проводили экскурсии в столовую детского сада, наблюдали за трудом повара (как готовят выпечку – хлеб). Дети также попробовали себя в роли повара, приготовили бутерброд.

Постепенно дети знакомятся со своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, знакомятся с культурой и традициями своей малой и большой родины. Наш край, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего возрасту материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают русские народные праздники и традиции малой родины. Дети в ходе беседы узнали, что у каждого народа есть свои праздники. В ходе совместных с родителями праздников дети узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Дети с большим удовольствием посещают музей, который находиться в нашем городе. В музее с детьми проводились беседы, игры, конкурсы на закрепление знаний о быте наших предков. В музее представлены экспонаты: образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканые половики, полотенца, коромысло, чугунки, предметы обихода. Некоторые экспонаты можно потрогать руками. При музее создан клуб «Домовенок», который дети могут посещать в свободное время. Большая коллекция экспонатов досталась от прабабушек и прадедушек: лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок и др.

Темы занятий каждый год повторяются, но наполняются своим содержанием согласно возрастным особенностям детей. Стараемся возвращаться к ранее изученному материалу, чтобы между ними установить логическую связь. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения переживаний. Такие повторения делают знания ребенка более глубокими и прочными. Созданная в ДОО система работы по патриотическому воспитанию позволит: устранить у детей дефицит знаний о малой Родине; воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других; сохранить и возродить традиционные формы сотрудничества и взаимодействия с различными организациями и учреждениями, наполнив их новым содержанием, а также искать и находить новых партнеров и единомышленников; заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.

Одним из условий эффективного воспитания ребенка является тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, которая является первой и часто единственной средой, где ребенок формируется как личность. Главные компоненты, которые оказывают воспитательное воздействие на ребенка, – это система ценностей и социальных установок семьи, стиль взаимоотношений между членами семьи, семейные традиции.

По ФГОС ДО детского сада должен осуществлять помощь семье в вопросах воспитания, поэтому следует сделать акцент на принцип непрерывности и преемственности воспитания ребенка в семье и в детском саду, чтобы сформировать взаимную ответственность педагогов и родителей за воспитание ребенка.

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей. Для родителей проводилась работа по просвещению (патриотическо-воспитательной направленности), проводились совместные мероприятия с родителями: совместные экскурсии по селу, фотовыставки на различные темы, акции.

Предполагалась также совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и социальных учреждений (школа, Дом культуры, музей, почта) по воспитанию патриотических чувств у детей.

В ходе работы нами были реализованы разнообразные проектные мероприятия, в которых дошкольники принимали непосредственной участие, а также проходили разнообразные конкурсы, творческие мероприятия, экскурсии и выставки.

Организация развивающей среды является одним из условий для реализации патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

При организации патриотического уголка необходимо руководствоваться следующими правилами: достаточная информативность представленного материала с учётом возрастных особенностей детей; постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде; обновление представленного материала для поддержания интереса детей; использование представленных материалов в НОД, в самостоятельной деятельности детей; соответствовать требованиям ФГОС; соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы; безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

В группе был создан центр краеведения. Его содержание представлено следующими материалами: альбомы: «Наша семья», «Наше село» (флаги, гербы и другая символик, «Моя Родина» и др.; портрет Президента РФ, карта района, карта края, карта мира, книги о Родине, книги рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.; куклы в национальных костюмах; альбом одежды («всех времен и народов») и др.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения будет осуществляться успешнее, если с самого раннего возраста основы патриотических чувств будут закладываться родителями, а в дальнейшем воспитываться в детском саду.

Список использованной литературы

XVIII вв. // Общественная мысль: исследования и публикации. – Москва. – 1989. – Вып. 1. – С. 42. – Текст: непосредственный.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области