Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Цель исследования выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе пластилинографии. Задачи исследования 1 изучить литературу по проблеме исследования 2 организовать психологическое исследование развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста речи в процессе пластилинографии 3 разработать методические рекомендации для родителей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра дошкольного образования

Публикация статья.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Выполнил (а): студент(ка) 4 курса

группы З-Б-ДО-18-с ПИ СВФУ

Андросова Людмила Викторовна

Якутск, 2021

Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним
из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений
или, как следует называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [2, с. 62].у

Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. Как доказала М.М. Кольцова, «развитие
все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно
- рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони,
в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка» [21, с. 15].

Как отмечает Е.Е. Ляксо, «если мозг не стимулировать с рождения,
то нервные клетки не будут развиваться, а это приведет к остановке развития ребенка» [28, с. 137].

Исследования физиологов В.М. Бехтерева, И.Н. Cеченова,
Я.П. Павлова подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Они утверждают, что простые движения рук помогают убрать напряжения
не только: самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость [28, с. 138].

Итак, исходя из оздоровительного воздействия, тренировку пальцев рук следует начинать с самого раннего детства.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что особенности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе пластилинографии заключаются в ознакомлении детей с формой, свойствами предметов. Дети научатся более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даст простор детской фантазии. Способствует развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребенок осязает то, что он делает. Занимаясь пластилинографией, у ребенка будет развиваться умелость рук, укрепится сила рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготовит руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков, а также дети станут более самостоятельными и проявят эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Наше исследование проводилось на базе МБДОУ №1 «Тугутчаан»
с. Саскылах Анабарского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.

Цель экспериментального исследования:

- подобрать диагностические методики для изучения уровней развития моторики рук у детей среднего дошкольного возраста;

- определить критерии оценки и провести экспериментальное изучение уровня развития моторики рук у детей;

- осуществить качественный и количественный анализ данных диагностики;

- разработать рекомендации по итогам исследования.

Для проведения диагностики мы ориентировались на следующие критерии для выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста:

- высокий уровень - хорошая плавность, координация и подвижность движений пальцев руки, ручная активность, самостоятельность ребенка, эмоциональная отзывчивость на выполнение заданий, интерес к ним и желание их выполнить, правильное выполнение всех заданий;

- средний уровень - наблюдается плавность, достаточная координация и подвижность движений пальцев руки, интерес к выполнению заданий, желание воспользоваться помощью взрослого при некотором затруднении в выполнении задания при наличии подвижности пальцев;

- низкий уровень - напряженность и скованность движений руки, ребенок равнодушен к выполнению заданий, не может самостоятельно их выполнить.

В качестве методик обследования нами были использованы:

- методика «Изучение уровня развития мелкой моторики» (автор А.В. Запорожец);

- методика «Домик» (автор Н.И. Гуткина);

- методика «Диагностика психомоторных навыков ребенка» (автор Л.С. Цветкова).

По результатам проведения трех методик, мы выяснили, что общие уровни развития мелкой моторики рук у большинства детей экспериментальной группы находились на низком уровне - 60 %, тогда как в контрольной группе низкий уровень был выявлен у 30% детей. Обнаружили низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей: большинство детей экспериментальной группы, которые плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений кисти рук, слабость мышечной мускулатуры. Движения у детей были скованными, координация движений рук была нарушена. Дети не умели держать правильно карандаш, линии при рисовании были слабыми, прерывистыми, ломаными. Нарушена была целенаправленность, точность движений. Дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали их элементы.

Исходя из результатов, нам необходимо было разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пластилинографии.

Итак, работу по пластилинографии желательно проводить в несколько этапов, на каждом из которых перед детьми ставятся определённые задачи.

Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Опрос родителей. Подготовка технических средств. Составление плана работы.

Практический. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе.

Итоговый. Оформление выставок детских работ. Анкетирование родителей. Итоговая диагностика детей. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями.

Основными средствами, которыми можно использовать в работе, являются:

- пластичный материал (разноцветный пластилин),

- броcoвый и природный материал,

- дополнительные предметы для декoрирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

2. Наглядные средства:

- коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин,

- таблицы с технологическими картoчками способов лепки,

- образцы работ, фотографии,

- интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

3. Технические средства: музыка, видеофильмы, слайд – шоу, презентации.

Применение этих cредств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развивать их воображение и фантазию, эстетические чувства. У дошкольников появится устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание необходимо уделить и развивающей предметно-пространственной среде. Для этого следуют выделить хорошо освещенное место. В распоряжении детей будут следующие материалы: пластилин, дощечки для лепки, стеки, станок и мн. др. Можно соорудить и оформить полочку для демонстрации детских работ.

Большое значение для детей средней группы приобретет анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Задаются вопросы об изображенных поделках. Можно предложить рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами сделали.

На заключительном этапе, можно провести итоговую выставку детских работ. Таким образом, дети начнут стремиться делать красивые и качественные поделки, украшая их дополнительными деталями из различных материалов. Дошкольники быстро включатся в предлагаемые задания эстетической направленности.

Хочется отметить, что одной из форм сотрудничества с родителями становится проведение детско-родительских занятий. Совместные занятия вызовут у детей чувство гордости за своих мам и пап, желание показать свои умения, находчивость и смекалку. Для повышения уровня компетентности родителей надо провести семинар-практикум для родителей «Растём, развиваемся, творим», мастер-класс на тему «Пластилиновая живопись в работе с дошкольниками».

Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль.

Таким образом, можно сделать следующее заключение.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография.

В среднем дoшкольном возрасте прoисходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцирoванности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Проведя исследование своих воспитанников МБДОУ №1 «Тугутчаан» с. Саскылах Анабарского улуса Республики Саха (Якутия), мы обнаружили низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей: движения у детей были скованными, координация движений рук была нарушена. Нарушена была целенаправленность, точность движений. Дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали их элементы. Исходя из результатов, мы разработали методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пластилинографии.

Таким образом, по итогам психолого-педагогического исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи успешно решены и выдвинутая гипотеза подтвердилась

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Режим доступа: http://оmadou1-rodnik.narod.ru›…plastilinografiya.docx (дата обращения: 15.04.2021).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области