Конспекты занятий по воспитанию культуры поведения у детей.
Разработчик Крылова К.И.– воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 38»
ЗАНЯТИЕ 1.
ТЕМА: Правила поведения.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с правилами поведения.
2. Продолжать учить использовать в речи правила этикета.
Развивающие:
1. Развивать навыки вежливости при общении.
2. Упражнять в умении самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
3. Развивать логическое мышление.
Воспитывающие:
1. Воспитывать доброжелательность к окружающим людям.
2. Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию сверстников.
Предварительная работа.
Чтение книг «Азбука поведения»; обсуждение проблемных ситуаций; дидактические игры; индивидуальная работа.
Методы и приемы.
Игровой момент с Незнайкой, примеры поведения из жизни Незнайки. Беседа – рассказ о правилах поведения. Физкультминутка. Словесные игры: «Назови вежливое слово», «Помоги Незнайке», «Закончи ситуацию». Чтение отрывков из книги «Азбука поведения». Итог занятия.
Индивидуальная работа.
Дифференцирование вопросов к ситуациям «Как бы ты поступил?»
Материалы к занятию.
Игрушка – Незнайка, карточки с ситуациями, книга «Азбука поведения», мяч, шкатулка, карточки с правилами поведения.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В гости к детям приходит Незнайка. Он рассказывает о своём плохом поведении, и о том, что с ним никто не играет.
В. – Дети, Незнайка спрашивает, почему с ним никто не хочет играть.
Д. – Потому что не поздоровался, не умеет себя вести и т.д.
В. – Давайте обсудим несколько примеров из жизни Незнайки, рассмотрев ситуации (обсуждение, высказывания детей по карточкам с ситуациями).
В. – Поиграем в игру «Помоги Незнайке» (называют правила поведения).
(ответы детей)
В. – Молодцы! А теперь давайте отдохнем и вместе с Незнайкой разомнемся.
Физкультминутка «Дружные ребята». (Дети по команде делают движения, которые им говорит воспитатель).
В. – А теперь давайте обсудим вопрос, почему так важно выполнять правила поведения. Незнайка послушает нас и научится.
(ответы детей)
В. – Играем в игру «Закончи ситуацию». Я вам предлагаю несколько ситуаций с различными правилами поведения, а вы мне расскажете о последствиях несоблюдения правил: «Как бы ты поступил?» (индивидуальные ответы детей)
В. – А скажите, как вы думаете, кто придумал правила поведения и для чего? (ответы детей)
- Какие вы знаете: книги, сказки, в которых рассказывается о правилах поведения? (ответы детей)
В. – Вспомните и скажите Незнайке, а какие вежливые слова мы с вами знаем. Игра «Назови вежливое слово» (дети передают мяч друг другу, называя слово).
В. – Молодцы! Сегодня мы многое узнали о правилах поведения, вспомнили вежливые слова. Как вы думаете, понял Незнайка, почему никто не захотел с ним играть? Давайте еще раз ему напомним (ответы детей)
В. – Дети, я записала на карточки правила и вежливые слова, которые вы мне сказали. Давайте положим их вот в эту шкатулочку и подарим Незнайке, чтобы он никогда не забывал правил поведения. Согласны? (дети складывают карточки в шкатулку и отдают их Незнайке).
В. – Я думаю, что Незнайка исправится, и хочу, чтобы и вы не забывали правила поведения, и учили этим правилам других. Давайте попрощаемся с Незнайкой и пусть он почаще приходит к нам в гости.
А теперь давайте скажем друг другу:Все правила поведения - Выполняй без возражения.
ЗАНЯТИЕ 2.
ТЕМА: Наше настроение.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Воспитывающие:
Предварительная работа.
Наблюдение за эмоциями окружающих; чтение художественных произведений; рассматривание ситуаций; чтение пословиц, поговорок; театрализованные досуги.
Методы и приемы.
Беседа с детьми о настроении. Рисунки детей «мое настроение». Психогимнастика «Угадай, какое настроение». Литературные загадки. Игра с пиктограммами «Подбери маску». Правила о хорошем поведении. Пословицы, поговорки.
Индивидуальная работа.
Дифференцирование вопросов в зависимости от уровня развития детей.
Материал к занятию.
Схемы эмоциональных состояний: «солнце», «дождь», «солнце из-за тучки» и т.д., листы бумаги и набор карандашей по количеству детей, пиктограммы, сборник сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети проходят в группу, воспитатель предлагает всем взяться за руки.
В. – Ребята, почувствуйте свое настроение. Какое оно у вас сегодня? (ответы детей)
В. – Когда вы шли в детский сад вы заметили, какая погода в это утро? (ответы детей)
В. – Проходите, садитесь поудобнее, мы сейчас поговорим, что же такое настроение (рассказ - беседа).
В. – А вот какое настроение у вас сегодня, я попробую угадать по вашим схемам – рисункам. Нарисуйте каждый свое настроение (обсуждение рисунков, каждый угадывает настроение другого).
В. – Ребята, а сейчас мыпоиграем вигру «Угадай, какое настроение».
Психогимнастика. Воспитатель читает ситуацию, а дети показывают настроение мимикой, жестами:
С каким настроением ты…:
В. – Ребята, вы согласны со мной, что наше настроение меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Давайте посмотрим, как менялось настроение у героев сказок. Когда я буду читать грустный литературный отрывок, вы закроете лицо ладошками, когда радостный – похлопаете руками.
В. – Сейчас мы разделимся на три группы. Каждая сядет за свой стол, где разложены маски: грусть, обида, радость, страх и т.д. Я буду читать стихи, а каждая группа поднимет нужную маску (в каждой группе идет совместное обсуждение).
В. – Вот какое радостное может быть у нас настроение. А вы хотите, чтобы у всех людей, которые нас окружают, было радостное настроение? (ответы детей)
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: Путешествие в волшебную страну «Вежливость».
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
Развивающие:
характеров.
Воспитывающие:
к другу и окружающим людям; готовность помочь.
Предварительная работа.
Наблюдение; беседы с детьми; чтение художественных произведений; обсуждение проблемных ситуаций; организация с/р и д/игр.
Методы и приёмы.
Сюрпризный момент с письмом от Незнайки. Путешествие в волшебную страну «Вежливость». Выполнение заданий. Игры: «Для чего говорят…», «Назови волшебное слово», «Отбери нужный цветок», «Латаем ковёр». Психогимнастика: «Изобрази характер». Музыкотерапия. Пословицы. Итог путешествия.
Индивидуальная работа.
Упражнять в умение высказывать своё мнение, объяснять свои действия.
Материал к занятию.
Письмо от Незнайки; волшебное зеркало; музыкальная запись; атрибуты к играм: цветные круги с надписью черт характеров, мяч, бумажный ковёр и заплаты к нему; шкатулка с карточками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети проходят в группу, здороваются с гостями.
В. – Сегодня к нам в группу принесли письмо, но я никак не могу его найти. Помогите мне, пожалуйста, отыскать это письмо (дети находят письмо и отдают его воспитателю).
Ф. – Здравствуйте, дети! Я Фея. Что привело вас в мою страну? (ответы детей)
1 задание.
Игра «Для чего говорят…»:«спасибо» (благодарят), «пожалуйста» (обращаются с просьбой), «прошу прощения» (извиняются) и т. д.
Игра «Волшебное слово»: Фея бросает каждому мяч, а в ответ дети называют вежливые слова (звучит музыка)
Ф. – Молодцы! Справились с 1 заданием.
2 задание.
Ф. – Подумайте, какие черты характера у сказочных героев: Золушка; Баба Яга; 7 козлят; Доктор Айболит; Лиса; Заяц и т. д.
Зазвучала музыка и мы отправляемся в волшебный сад цветов (дети закрывают глаза, музыка заканчивается и дети видят поляну, а на ней разбросаны разноцветные круги с надписью черт характеров: Цветок Добра, Цветок Щедрости и т. д.).
Ф. – Вот и Волшебный Сад Характеров! Смотрите, какие красивые цветы. Хотите, я расскажу историю про них? (дети садятся на полянке и слушают историю о споре цветов, затем определяют какая черта характера важнее)
Ф. – Правильно, все цветы важны. А если человек обладает добрыми чертами характера, то, как к нему будут относиться люди? (его будут все любить)
Ф. – Смотрите, в саду есть и сорняки. Это – Злоба, Хитрость, Жадность, Грубость. Как вы думаете, их нам брать с собой? (ответы детей) Почему?
Игра «Отбери нужный цветок» (звучит музыка)
Ф. – Молодцы! Вы опять справились. А сейчас мы отдохнем.
Психогимнастика: «Изобрази характер».
Воспитатель читает ситуацию, а дети показывают настроение мимикой, жестами.
3 задание.
Ф. – В Волшебной стране прохудился ковер, и я прошу вас помочь мне его залатать.
Игра «Латаем ковер» Дети играют по 3 человека. Каждая группа, совещаясь, подбирает заплатки к своему участку ковра. В каждой группе недостающую заплатку дети ищут, договариваясь с другой группой.
Ф. – Спасибо! (звучит музыка)
Ф. – Какие вы воспитанные и дружные ребята! Вы заслужили волшебную шкатулку с вежливыми словами и добрыми поступками. А сейчас вам пора возвращаться (дети берут шкатулку, закрывают глаза и по окончании музыки снова оказываются в группе).
В. – Я вижу, вы справились! Молодцы! Как вам удалось получить шкатулку? Что вы делали в волшебной стране? Что было самым трудным для вас? Как вы считаете, вы были дружными, воспитанными?
В. - Как же нам теперь отправить шкатулку Незнайке? (ответы детей: отправить посылкой по почте)
В. – Молодцы! Мы с вами очень дружная семья. Пора нам отправлять посылку Незнайке.