Роль школьного историко-краеведческого, документально-публицистического, литературно-художественного альманаха «Школа № «ПЕРВАЯ!» в патриотическом воспитании школьников
Барабанова Елена Анатольевна,
главный редактор школьного историко-краеведческого,
документально-публицистического,
литературно-художественного альманаха
«Школа № «ПЕРВАЯ!» МБОУ «Вохтожская школа»
Грязовецкого района Вологодской области
Патриотическое воспитание – это и особый вид многоплановой, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, ведомств, политических партий, общественных объединений и организаций и ,конечно, немаловажную роль в этом как средство патриотического воспитания играют средства массовой информации.
Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо каждому осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности. Так должно быть в оригинале.
В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.
Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.
Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.
В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.
Патриотическое воспитание в любом школьном издании охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о встречах с ветеранами и героями войны, о работе кружков, о мероприятиях, проходящих в школе старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения не только живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма. Содержание школьного издания - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, любви к Родине, это круг интересов ребят, их забот и поисков, их общие радости, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Школьного историко-краеведческого, документально-публицистического, литературно-художественного альманаха «Школа № «ПЕРВАЯ!» МБОУ «Вохтожская школа» , ежеквартально выходящий в свет с 2007 года, тоже решает задачи патриотического воспитания школьников.
Статьи в школьном альманахе воздействуют на читателей гораздо сильнее, чем публикации в любом другом издании, ведь они написаны «своими о своем». Все рубрики с которыми ребята стартовали до сих пор интересны и есть о чем писать! Все они ожидаемы читателями.
Есть рубрика «По волнам нашей памяти», посвященная ветеранам педагогического труда. Есть рубрики «Школьные новости», «Подводя итоги», где идет речь о текущей жизни школы, о реализации школьных социальных проектов «Зал боевой славы», «Школьный музей», «Русская изба», «Детская площадка «Сказочная слобода».
Вместе с тем на страницах журнала не только рассказывается о мероприятиях, проходивших в школе, но и дается личная оценка событиям, формируются такие чувства, как гордость за успех в общем деле, гордость и уважение к тем, кто достиг больших результатов ( рубрика «Ваши успехи- наши успехи»).
Ученики и учителя нашей школы много путешествуют – самые интересные моменты тоже на страницах журнала в рубрике «Лето – это маленькая жизнь», «Мы познаем мир». Там же были публикации и о местах и достопримечательностях Вологодчина: о Сизьме, о Кириллове, о Семенкове,о Прилуцком монастыре, о Вологодском музее кружева, о тех местах Вологодчины ,где снимались известные российские фильмы.
Весенний номер альманаха традиционно посвящен теме Великой Отечественной войны. В рубриках «Судьба семьи в судьбе страны», «О героях былых времен», «Я помню! Я горжусь!» ребята пишут о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны и в горячих точках.
В рубрике «Наши исследования» не раз публиковались исследовательские работы детей на военную тему: «Герои России – гордость Вологодчины», «Грязовчане – Герои Советского Союза», «Судьба педагогов Вохтожской школы в годы Великой Отечественной войны», «История одной книги о войне», «Подвиг грязовчан - тружеников тыла», «Памятники воинам Великой Отечественной в муниципальном поселении Вохтожское» и др.
В рубрике «Книжная полка», «Семейное чтение», «Три книги, которые потрясли…» мы обращались к произведениям о войне Анатолия Приставкина «Фотографии», Леонида Пантелеева «Кожаные перчатки», Филиппова Евгения «Разведчик Сан Саныч», Бориса Екимова «Ночь исцеления», Виктора Астафьева «Как лечили богиню», а также рассказывали о творчестве нашей землячки, ветеране Великой Отечественной войны , замечательной детской поэтессе Большаковой Капитолине Кирилловне и о книге нашего краеведв Анатолия Васильевича Белова «Мы – дети войны».
На страницах альманаха в рубрике «Творческая мастерская» мы публикуем творческие работы детей: рассказы, стихи, фотографии рисунков и поделок.
Членам редколлегии интересен сам процесс создания альманаха. Хотя у них и распределены рубрики, но перед версткой очередного номера мы все вместе собираемся и обсуждаем материал. Статьи ровесников не только формируют у учащихся способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
И что самое главное - происходит формирование ответственности к порученному делу, учащиеся достаточно ответственно и по взрослому подходят к работе в газете.
Работа в альманахе для учеников это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Здесь решается такие вопросы как: профессиональная ориентация – и это не обязательно журналистика, здесь развивается культура речи и творческое воображение, развитие чувства времени и ответственности, вырабатывается владение новыми технологиями, опыт работы с различными источниками информации – это все ценно для всех нас.
Таким образом, роль школьного издания в воспитании патриотизма не стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в издании школьной газеты или читая ее, наши дети учатся любви – любви к своей семье, друзьям, школе, стране.