Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по экологическому воспитанию "Юный эколог" подготовительная группа

1.1.1 Цели и задачи Рабочей программы Цель программы знакомство дошкольников с живой и неживой природой повышение экологической культуры ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм. Задачи программы - Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы - расширять представление о различных природных явлениях воздух, вода. почва, о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе - закреплять и углублять представление о комнатных растениях, растительности леса и луга о домашних и диких животных, птицах - знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу - учить ухаживать за обитателями уголка природы - объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления - воспитывать гуманное отношение ко всему живому - учить правильному поведению в природе - способствовать осмыслению разных взаимодействий человека с природой, желание беречь ее - учить устанавливать связи со средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных - формировать представление взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга - знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности - закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке, аппликации в создании книжек-самоделок.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №160

«Детский сад присмотра и оздоровления»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«Юный эколог»

Подготовительная группа

Возраст детей: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 года

Воспитатель: Кудряшова Елена Варисовна

Содержание

I. Целевой раздел 2

1.1. Пояснительная записка2

1.1.1. Цель и задачи Рабочей программы………………………………..4

1.1.2 Методические принципы работы с дошкольниками5

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……………………………………………………...…………….6

1.2. Ожидаемые результаты6

II. Содержательный раздел 7

2.1. Учебно-тематический план7

2.2. Содержание программы9

2.3. План диагностического наблюдения14

III. Организационный раздел 15

3.1. Режим проведения занятий при реализации программы 15

3.2. Материально – техническое обеспечение программы16

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой МБДОУ № 160, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по рабочим общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по времени реализации- четырехгодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов детских садов.

Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного характера; экологические экскурсии, природоохранительные акции, праздники и развлечения; наблюдение и моделирование)

- средствах обучения (дидактический материал – картины «Дикие и домашние животные», тематические альбомы о природе, коллекции).

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

3-й – участок детского сада;

4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

1.1.1 Цели и задачи Рабочей программы

Цель программы: знакомство дошкольников с живой и неживой природой; повышение экологической культуры ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Задачи программы:

- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы;

- расширять представление о различных природных явлениях (воздух, вода. почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе;

- закреплять и углублять представление о комнатных растениях, растительности леса и луга; о домашних и диких животных, птицах;

- знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу;

- учить ухаживать за обитателями уголка природы;

- объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления;

- воспитывать гуманное отношение ко всему живому;

- учить правильному поведению в природе;

- способствовать осмыслению разных взаимодействий человека с природой, желание беречь ее;

- учить устанавливать связи со средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных;

- формировать представление взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга;

- знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке, аппликации; в создании книжек-самоделок.

1.2. Методические принципы работы с дошкольниками

Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы детей 6 - 7 лет характеристики

Накопленные к шести годам сведения детей подготовительной группы о большом мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Воспитатель помогает упорядочить информацию, установить осмысление взаимосвязей природного мира и сформировать положительное отношение к нему.

Программа для детей 6-7 лет выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука "Экология в картинках", в которой раскрываются основные понятия и законы экологии, даются упрощенные формулировки и выстраиваются в одну общую систему работ, которая последовательно осуществляется в течение всего года. А также дети изготавливают экземпляры книг "Экология в картинках". Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке позволяет приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, ее загрязнение, охрана

- Владеть правильными способами взаимодействия с природой.

- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Делать элементарные выводы и умозаключения.

- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

- Иметь представление о родном крае.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

Подготовительная группа

Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам окружающей природы, которая составляет непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с разнообразием природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями окружающей среды.

- Уточнять и обобщать представления детей о явлениях приспособленности растений и животных к среде обитания.

- Формировать представление о взаимосвязи живых организмов внутри биоценозов.

- Продолжать знакомство с различными аспектами взаимодействия человека с природой – ее загрязнение, охраны.

- Продолжать знакомить с правильными способами взаимодействия с природой.

- Учить устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы.

- Учить понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства, рисованию иллюстраций и изготовлению самодельных книг о природе.

- Учить видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового, живого организм.

- Приобщать к пониманию здоровья как ценности, которое нужно беречь с малых лет.

- Развивать сенсорику и наблюдательность.

- Развивать разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассуждение.

- Развивать моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботится о других.

п/п

Название тем и разделов программы

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

Раздел 1. Среда жизни растений, животных. человека

1.1

Земля и Вселенная

3

1

4

1.2

Мой родной край

1

1

Раздел 2. Царство растений.

2.1

Комнатные растения

3

3

Раздел 3. Царство животных.

3.1

Дикие животные в природе

4

1

5

Раздел 4. Жизнь растений и животных в природных сообществах

4.1

Лес

4

1

5

4.2

Водоем

4

1

5

Раздел 5. Экологические факторы

5.1

Смена сообществ под влиянием человека

1

1

2

5.2

Абиотические факторы

1

1

2

5.3

Биотические факторы

1

1

Раздел 6. Человек – часть природы

6.1

Забота о близких людях

1

1

6.2

Охрана природы

2

2

4

Раздел 7. Природа наше богатство.

7.1

Природные богатства

2

2

7.2

Рукотворный мир

1

1

Всего

25

11

36

2.2. Содержание программы

Подготовительная группа

месяц

п/п

Тема

Содержание

Литература

сентябрь

1.

2.

3.

4.

Планета Земля в опасности

Начинаем читать книгу "Экология в картинках"

Обитатели нашего уголка природы

Влаголюбивые и засухоустоячивые комнатные растения

Оформление макета Земли: полюса, материки, океаны и моря; Россия, Москва. Рассказ воспитателя о загрязнении Земли, о экологах; отметка на глобусе мест, которые нужно спасать: озеро Байкал, Аральское море.

Знакомство с писателем книги В.Н. Танасийчук, чтение рассказа «Удивительная прогулка», беседа по содержанию, высказывание мнений детей.

Игра-соревнование об обитателях уголка природы, обсуждение с детьми организации дежурств в природной зоне.

Беседа об условиях необходимы для растений. Рассказ воспитателя о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Описание алоэ и традесканции.

С.Н. Николаева стр. 11

С.Н. Николаева стр.16

С.Н. Николаева стр.30

С.Н. Николаева стр.44

октябрь

5.

6.

7.

8.

Знакомство с лягушками и их жизнью

Создание книжки-самоделки «Где зимуют лягушки?»

Беседа о кроте

Создание книжки-самоделки «Слепые землекопы»

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, беседа. Рассказ воспитателя о приспособленности лягушек к внешней среде.

Рассказ воспитателя о пользе лягушки, чтение рассказа «Где зимуют лягушки», оформление книжки-самоделки.

Рассматривание картины «Кроты», беседа, рассказ воспитателя о жизни кротов, их приспособленности к подземному образу жизни.

Чтение книги «Слепые землекопы». Беседа по содержанию, оформление книжки-самоделки.

С.Н. Николаева стр.24

С.Н. Николаева стр.26

С.Н. Николаева стр.37

С.Н. Николаева стр.38

Ноябрь

9.

10.

11.

12

Почему белые медведи не живут в лесу

Сравнение белого и бурого медведя

Сравнение рыб и лягушек

Что делает человек из глины

Чтение рассказа «Почему белые медведи не живут в лесу». Рассматривание картины «Белые медведи», беседа, повторное чтение рассказа, мнения детей.

Рассказы детей по картине «Семья белых медведей»; рассматривание картин «Медвежья берлога», «Медведи весной», рассказы детей об известных им явлениях из жизни бурых медведей. Игра-соревнование в сравнении белого и бурого медведей.

Беседа «Кого называют водными обитателями», практические испытания свойств воды и воздуха, беседа о лягушке, сравнение.

Рассматривание простой и художественной глины. Осмотр выставки глиняных изделий. Лепка детей из глины.

С.Н. Николаева стр.32

С.Н. Николаева стр.86

С.Н. Николаева стр.42

С.Н. Николаева стр.40

декабрь

13.

14.

15.

16.

Через добрые дела можно стать юными экологами

Беседа о лесе

Изготовление плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов»

Земля – живая планета

Беседа «Добрые и злые поступки» через литературные примеры. Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево».

В гости приходит Лесовичок. Рассматривание репродукций к картинам русских художников о лесе, беседа, загадки об его обитателях.

Рассказ воспитателя о вырубке елок к новогодним праздникам. Рассматривание плакатов природоохранного содержания. Изготовление плакатов про елку.

Рассматривание иллюстраций Земли из космоса, рассказ воспитателя, игра «Марсиане на Земле», рассказы детей об обитателях планеты.

С.Н. Николаева стр.55

С.Н. Николаева стр.58

С.Н. Николаева стр.62

С.Н. Николаева стр.79

январь

17.

18.

19.

20.

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу.

Волк и лиса - лесные хищники

Сравнение глины, песка и камней

Простые и ценные камни в природе

Рассказы детей о том, как звери живут в лесу зимой, маскировка животных.

Рассказы детей о лисе, волке по картинам, по предложенному плану, Рассказ воспитателя о приспособленных особенностях зверей к хищному образу жизни; моделирование «Какие ноги бегают быстрее?»

Сравнение материалов: опыты, сенсорное обследование; лепка из глины.

Рассматривание морских и речных камней, сравнивание их. Рассматривание мини-выставки иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, сувениров и женских украшений, рассказ воспитателя.

С.Н. Николаева стр.76

С.Н. Николаева стр.84

С.Н. Николаева стр.43

С.Н. Николаева стр.29

февраль

21.

22.

23.

24.

Цепочки в лесу

Кто главный в лесу

Создание книжки-самоделки "Невидимые весы

Создание книжки-самоделки "Морские коровы и красная книга"

Чтение рассказа "Цепочки в лесу", беседа, выкладывание на фланелеграфе пищевых цепочек.

Игра "Что будет, если убрать из цепочки какое-нибудь звено?". Рассказ воспитателя о лесниках, рассматривание иллюстраций, беседа о деревьях.

Чтение рассказа "Невидимые весы", беседа, оформление книжки-самоделки.

Чтение рассказа "Морские коровы и Красная книга, беседа, оформление книжки-самоделки.

С.Н. Николаева стр.89

С.Н. Николаева стр.92

С.Н. Николаева стр.93

С.Н. Николаева стр.123

март

25.

26.

27.

28.

Подарок любимому человеку на 8 марта

Зеленая служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями

Птичий город на деревьях

Когда животных в природе становится много или мало.

Беседа о 8 марта. Рассматривание репродукций к натюрмортам русских художников, рисование.

В гости приходит Айболит и проверяет здоровье зеленых пациентов и рассказывает о весенней подкормке комнатных растений. Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается, что нужно сделать, чтобы помочь ему.

Рассказ воспитателя о заповедниках. Чтение рассказа "Птичий город на деревьях", рассматривание иллюстраций, беседа.

Рассказ воспитателя о "равновесии в природе". Чтение рассказа "Взрыв без шума", беседа; чтение рассказа "Что делать с кроликами", беседа. Рассуждение "Кто виноват в нарушении равновесия?".

С.Н. Николаева стр.102

С.Н. Николаева стр.118

С.Н. Николаева стр.140

С.Н. Николаева стр.116

апрель

29.

30.

31.

32.

Создание книжки-самоделки "Олени и хищники"

"Солнце, Земля и другие планеты"

Земля, с днем рожденья тебя!

Мой родной край: заповедные места и памятники природы"

Чтение рассказа "Олени и хищники", беседа, оформление книжки-самоделки.

Рассматривание карты Солнечной планеты, беседа. Игра "Солнце и планеты", опыты "День-ночь", "Смена времен года".

В гости приходит кукла-инопланетянин, обсуждение общих условий для жизни на планете, беседа по пословицам о земле, придумывание хороших слов-пожеланий для Земли.

Рассказ воспитателя о заповеднике Кузнецкий Алатау, Шорский национальный парк, рассматривание иллюстраций.

С.Н. Николаева стр.117

С.Н. Николаева стр.67

С.Н. Николаева стр.135

С.Н. Николаева стр.141

май

33.

34.

35.

36.

Кому нужна вода

Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером

Море бывает в беде

Праздник посвящения в юные экологи

Рассказы детей об использовании человеком воды. Рассказ воспитателя о том, где в природе есть вода, какая она. Чтение рассказа "Что такое кислый дождь", беседа, чтение стихов о воде.

Рассказ воспитателя о пищевых цепочках на водоемах, игра-соревнование "Чем аквариум отличается от речки и чем они похожи".

Работа с глобусом, рассказ воспитателя о море, слушание аудиозаписи шума моря. Чтение рассказов "Нефть в море", "От чего погибли киты", обсуждение.

Торжественное вступительное слово о юных экологах, развлечение, вручение детям благодарственных писем, медалей.

С.Н. Николаева стр.144

С.Н. Николаева стр.150

С.Н. Николаева стр.151

С.Н. Николаева стр.137

2.3. План диагностического наблюдения:

Подготовительная группа

- Характер отношения дошкольников к объектам живой природы в группе и на участке;

- Интерес к обитателям уголка природы;

- Самостоятельные наблюдения;

- Самостоятельная работа с календарем природы;

- Интерес к явлениям природы;

- Понимание специфики живого организма, желания практически поддержать или создать для него нужные условия.

III. Организационный раздел

3.1. Режим проведения занятий при реализации программы

Возраст участников

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятий

Время проведения

6-7 лет

4

30 мин.

II половина дня

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

* столы, стулья

* телевизор

* магнитофон с аудиозаписями

* доска магнитная

* физическая карта, глобус

* комнатные растения

* огород на окне

* центр воды и песка

* живой уголок

* центр экспериментирования (микроскопы, лупы, колбы, коллекции и т.д).

* календари природы

* развивающие и дидактические игры

* экологическая библиотека

* экологические классификации

* макеты

* театрализованный уголок

3.3 Обеспечение методическими материалами и средствами

Наглядный материал

- картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные»;

- тематические альбомы: "Овощи", "Фрукты", "Насекомые", "Деревья", "Кустарники", "Ягоды", "Рыбы", "Птицы", "Животные севера", "Животные Африки", "Растения Красной книги Кемеровской области", "Природные сообщества", "Явления природы", "Зима", "Весна", "Лето", "Осень", "Солнечная система", "Мое тело";

- репродукции к картинам русских художников о природе;

- дидактический материал: «Этажи леса», «Природные сообщества», образование цепей питания в лесу», «Круговорот воды в природе»;

- коллекции природного материала, минералов;

- муляжи овощей и фруктов, модели животных.

Методическая литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области