Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №160
«Детский сад присмотра и оздоровления»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Юный эколог»
Подготовительная группа
Возраст детей: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 года
Воспитатель: Кудряшова Елена Варисовна
Содержание
I. Целевой раздел 2
1.1. Пояснительная записка2
1.1.1. Цель и задачи Рабочей программы………………………………..4
1.1.2 Методические принципы работы с дошкольниками5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……………………………………………………...…………….6
1.2. Ожидаемые результаты6
II. Содержательный раздел 7
2.1. Учебно-тематический план7
2.2. Содержание программы9
2.3. План диагностического наблюдения14
III. Организационный раздел 15
3.1. Режим проведения занятий при реализации программы 15
3.2. Материально – техническое обеспечение программы16
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой МБДОУ № 160, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по рабочим общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).
Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по времени реализации- четырехгодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов детских садов.
Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)
- формах и методах обучения (занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного характера; экологические экскурсии, природоохранительные акции, праздники и развлечения; наблюдение и моделирование)
- средствах обучения (дидактический материал – картины «Дикие и домашние животные», тематические альбомы о природе, коллекции).
Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:
1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;
2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;
3-й – участок детского сада;
4-й – территория, примыкающая к детскому саду.
1.1.1 Цели и задачи Рабочей программы
Цель программы: знакомство дошкольников с живой и неживой природой; повышение экологической культуры ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Задачи программы:
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы;
- расширять представление о различных природных явлениях (воздух, вода. почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе;
- закреплять и углублять представление о комнатных растениях, растительности леса и луга; о домашних и диких животных, птицах;
- знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу;
- учить ухаживать за обитателями уголка природы;
- объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому;
- учить правильному поведению в природе;
- способствовать осмыслению разных взаимодействий человека с природой, желание беречь ее;
- учить устанавливать связи со средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных;
- формировать представление взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга;
- знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке, аппликации; в создании книжек-самоделок.
1.2. Методические принципы работы с дошкольниками
Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы детей 6 - 7 лет характеристики
Накопленные к шести годам сведения детей подготовительной группы о большом мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Воспитатель помогает упорядочить информацию, установить осмысление взаимосвязей природного мира и сформировать положительное отношение к нему.
Программа для детей 6-7 лет выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука "Экология в картинках", в которой раскрываются основные понятия и законы экологии, даются упрощенные формулировки и выстраиваются в одну общую систему работ, которая последовательно осуществляется в течение всего года. А также дети изготавливают экземпляры книг "Экология в картинках". Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке позволяет приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, ее загрязнение, охрана
- Владеть правильными способами взаимодействия с природой.
- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и умозаключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Иметь представление о родном крае.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Подготовительная группа
Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам окружающей природы, которая составляет непосредственное окружение в этот период жизни.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с разнообразием природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями окружающей среды.
- Уточнять и обобщать представления детей о явлениях приспособленности растений и животных к среде обитания.
- Формировать представление о взаимосвязи живых организмов внутри биоценозов.
- Продолжать знакомство с различными аспектами взаимодействия человека с природой – ее загрязнение, охраны.
- Продолжать знакомить с правильными способами взаимодействия с природой.
- Учить устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы.
- Учить понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства, рисованию иллюстраций и изготовлению самодельных книг о природе.
- Учить видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового, живого организм.
- Приобщать к пониманию здоровья как ценности, которое нужно беречь с малых лет.
- Развивать сенсорику и наблюдательность.
- Развивать разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассуждение.
- Развивать моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботится о других.
№ п/п | Название тем и разделов программы | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
Раздел 1. Среда жизни растений, животных. человека | ||||
1.1 | Земля и Вселенная | 3 | 1 | 4 |
1.2 | Мой родной край | 1 | 1 | |
Раздел 2. Царство растений. | ||||
2.1 | Комнатные растения | 3 | 3 | |
Раздел 3. Царство животных. | ||||
3.1 | Дикие животные в природе | 4 | 1 | 5 |
Раздел 4. Жизнь растений и животных в природных сообществах | ||||
4.1 | Лес | 4 | 1 | 5 |
4.2 | Водоем | 4 | 1 | 5 |
Раздел 5. Экологические факторы | ||||
5.1 | Смена сообществ под влиянием человека | 1 | 1 | 2 |
5.2 | Абиотические факторы | 1 | 1 | 2 |
5.3 | Биотические факторы | 1 | 1 | |
Раздел 6. Человек – часть природы | ||||
6.1 | Забота о близких людях | 1 | 1 | |
6.2 | Охрана природы | 2 | 2 | 4 |
Раздел 7. Природа наше богатство. | ||||
7.1 | Природные богатства | 2 | 2 | |
7.2 | Рукотворный мир | 1 | 1 | |
Всего | 25 | 11 | 36 |
2.2. Содержание программы
Подготовительная группа
месяц | № п/п | Тема | Содержание | Литература |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | Планета Земля в опасности Начинаем читать книгу "Экология в картинках" Обитатели нашего уголка природы Влаголюбивые и засухоустоячивые комнатные растения | Оформление макета Земли: полюса, материки, океаны и моря; Россия, Москва. Рассказ воспитателя о загрязнении Земли, о экологах; отметка на глобусе мест, которые нужно спасать: озеро Байкал, Аральское море. Знакомство с писателем книги В.Н. Танасийчук, чтение рассказа «Удивительная прогулка», беседа по содержанию, высказывание мнений детей. Игра-соревнование об обитателях уголка природы, обсуждение с детьми организации дежурств в природной зоне. Беседа об условиях необходимы для растений. Рассказ воспитателя о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Описание алоэ и традесканции. | С.Н. Николаева стр. 11 С.Н. Николаева стр.16 С.Н. Николаева стр.30 С.Н. Николаева стр.44 |
октябрь | 5. 6. 7. 8. | Знакомство с лягушками и их жизнью Создание книжки-самоделки «Где зимуют лягушки?» Беседа о кроте Создание книжки-самоделки «Слепые землекопы» | Рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, беседа. Рассказ воспитателя о приспособленности лягушек к внешней среде. Рассказ воспитателя о пользе лягушки, чтение рассказа «Где зимуют лягушки», оформление книжки-самоделки. Рассматривание картины «Кроты», беседа, рассказ воспитателя о жизни кротов, их приспособленности к подземному образу жизни. Чтение книги «Слепые землекопы». Беседа по содержанию, оформление книжки-самоделки. | С.Н. Николаева стр.24 С.Н. Николаева стр.26 С.Н. Николаева стр.37 С.Н. Николаева стр.38 |
Ноябрь | 9. 10. 11. 12 | Почему белые медведи не живут в лесу Сравнение белого и бурого медведя Сравнение рыб и лягушек Что делает человек из глины | Чтение рассказа «Почему белые медведи не живут в лесу». Рассматривание картины «Белые медведи», беседа, повторное чтение рассказа, мнения детей. Рассказы детей по картине «Семья белых медведей»; рассматривание картин «Медвежья берлога», «Медведи весной», рассказы детей об известных им явлениях из жизни бурых медведей. Игра-соревнование в сравнении белого и бурого медведей. Беседа «Кого называют водными обитателями», практические испытания свойств воды и воздуха, беседа о лягушке, сравнение. Рассматривание простой и художественной глины. Осмотр выставки глиняных изделий. Лепка детей из глины. | С.Н. Николаева стр.32 С.Н. Николаева стр.86 С.Н. Николаева стр.42 С.Н. Николаева стр.40 |
декабрь | 13. 14. 15. 16. | Через добрые дела можно стать юными экологами Беседа о лесе Изготовление плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов» Земля – живая планета | Беседа «Добрые и злые поступки» через литературные примеры. Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево». В гости приходит Лесовичок. Рассматривание репродукций к картинам русских художников о лесе, беседа, загадки об его обитателях. Рассказ воспитателя о вырубке елок к новогодним праздникам. Рассматривание плакатов природоохранного содержания. Изготовление плакатов про елку. Рассматривание иллюстраций Земли из космоса, рассказ воспитателя, игра «Марсиане на Земле», рассказы детей об обитателях планеты. | С.Н. Николаева стр.55 С.Н. Николаева стр.58 С.Н. Николаева стр.62 С.Н. Николаева стр.79 |
январь | 17. 18. 19. 20. | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Волк и лиса - лесные хищники Сравнение глины, песка и камней Простые и ценные камни в природе | Рассказы детей о том, как звери живут в лесу зимой, маскировка животных. Рассказы детей о лисе, волке по картинам, по предложенному плану, Рассказ воспитателя о приспособленных особенностях зверей к хищному образу жизни; моделирование «Какие ноги бегают быстрее?» Сравнение материалов: опыты, сенсорное обследование; лепка из глины. Рассматривание морских и речных камней, сравнивание их. Рассматривание мини-выставки иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, сувениров и женских украшений, рассказ воспитателя. | С.Н. Николаева стр.76 С.Н. Николаева стр.84 С.Н. Николаева стр.43 С.Н. Николаева стр.29 |
февраль | 21. 22. 23. 24. | Цепочки в лесу Кто главный в лесу Создание книжки-самоделки "Невидимые весы Создание книжки-самоделки "Морские коровы и красная книга" | Чтение рассказа "Цепочки в лесу", беседа, выкладывание на фланелеграфе пищевых цепочек. Игра "Что будет, если убрать из цепочки какое-нибудь звено?". Рассказ воспитателя о лесниках, рассматривание иллюстраций, беседа о деревьях. Чтение рассказа "Невидимые весы", беседа, оформление книжки-самоделки. Чтение рассказа "Морские коровы и Красная книга, беседа, оформление книжки-самоделки. | С.Н. Николаева стр.89 С.Н. Николаева стр.92 С.Н. Николаева стр.93 С.Н. Николаева стр.123 |
март | 25. 26. 27. 28. | Подарок любимому человеку на 8 марта Зеленая служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями Птичий город на деревьях Когда животных в природе становится много или мало. | Беседа о 8 марта. Рассматривание репродукций к натюрмортам русских художников, рисование. В гости приходит Айболит и проверяет здоровье зеленых пациентов и рассказывает о весенней подкормке комнатных растений. Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается, что нужно сделать, чтобы помочь ему. Рассказ воспитателя о заповедниках. Чтение рассказа "Птичий город на деревьях", рассматривание иллюстраций, беседа. Рассказ воспитателя о "равновесии в природе". Чтение рассказа "Взрыв без шума", беседа; чтение рассказа "Что делать с кроликами", беседа. Рассуждение "Кто виноват в нарушении равновесия?". | С.Н. Николаева стр.102 С.Н. Николаева стр.118 С.Н. Николаева стр.140 С.Н. Николаева стр.116 |
апрель | 29. 30. 31. 32. | Создание книжки-самоделки "Олени и хищники" "Солнце, Земля и другие планеты" Земля, с днем рожденья тебя! Мой родной край: заповедные места и памятники природы" | Чтение рассказа "Олени и хищники", беседа, оформление книжки-самоделки. Рассматривание карты Солнечной планеты, беседа. Игра "Солнце и планеты", опыты "День-ночь", "Смена времен года". В гости приходит кукла-инопланетянин, обсуждение общих условий для жизни на планете, беседа по пословицам о земле, придумывание хороших слов-пожеланий для Земли. Рассказ воспитателя о заповеднике Кузнецкий Алатау, Шорский национальный парк, рассматривание иллюстраций. | С.Н. Николаева стр.117 С.Н. Николаева стр.67 С.Н. Николаева стр.135 С.Н. Николаева стр.141 |
май | 33. 34. 35. 36. | Кому нужна вода Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером Море бывает в беде Праздник посвящения в юные экологи | Рассказы детей об использовании человеком воды. Рассказ воспитателя о том, где в природе есть вода, какая она. Чтение рассказа "Что такое кислый дождь", беседа, чтение стихов о воде. Рассказ воспитателя о пищевых цепочках на водоемах, игра-соревнование "Чем аквариум отличается от речки и чем они похожи". Работа с глобусом, рассказ воспитателя о море, слушание аудиозаписи шума моря. Чтение рассказов "Нефть в море", "От чего погибли киты", обсуждение. Торжественное вступительное слово о юных экологах, развлечение, вручение детям благодарственных писем, медалей. | С.Н. Николаева стр.144 С.Н. Николаева стр.150 С.Н. Николаева стр.151 С.Н. Николаева стр.137 |
2.3. План диагностического наблюдения:
Подготовительная группа
- Характер отношения дошкольников к объектам живой природы в группе и на участке;
- Интерес к обитателям уголка природы;
- Самостоятельные наблюдения;
- Самостоятельная работа с календарем природы;
- Интерес к явлениям природы;
- Понимание специфики живого организма, желания практически поддержать или создать для него нужные условия.
III. Организационный раздел
3.1. Режим проведения занятий при реализации программы
Возраст участников | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятий | Время проведения |
6-7 лет | 4 | 30 мин. | II половина дня |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
* столы, стулья
* телевизор
* магнитофон с аудиозаписями
* доска магнитная
* физическая карта, глобус
* комнатные растения
* огород на окне
* центр воды и песка
* живой уголок
* центр экспериментирования (микроскопы, лупы, колбы, коллекции и т.д).
* календари природы
* развивающие и дидактические игры
* экологическая библиотека
* экологические классификации
* макеты
* театрализованный уголок
3.3 Обеспечение методическими материалами и средствами
Наглядный материал
- картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные»;
- тематические альбомы: "Овощи", "Фрукты", "Насекомые", "Деревья", "Кустарники", "Ягоды", "Рыбы", "Птицы", "Животные севера", "Животные Африки", "Растения Красной книги Кемеровской области", "Природные сообщества", "Явления природы", "Зима", "Весна", "Лето", "Осень", "Солнечная система", "Мое тело";
- репродукции к картинам русских художников о природе;
- дидактический материал: «Этажи леса», «Природные сообщества», образование цепей питания в лесу», «Круговорот воды в природе»;
- коллекции природного материала, минералов;
- муляжи овощей и фруктов, модели животных.
Методическая литература