Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект викторины для детей 6-7 лет «Слава нашей стороне, слава русской старине»

Задачи Обучения. 1. Закрепить представления о традициях и обычаях русского народа. 2. Продолжать учить детей выслушивать ответы до конца, не перебивать других, а только после ответа высказывать свои мысли. 3. Продолжать формировать знания детей об историческом прошлом и наследии русского народа. Развития. 1. Развивать познавательные процессы внимание, память, мышление при отгадывании загадок связную речь при ответах на вопросы воспитателя. 2. Развивать быстроту реакции, умение согласовывать свои движения со словами в подвижных играх. Воспитания. 1. Воспитывать любознательность, желание познавать новое об историческом прошлом русского народа. 2. Воспитывать активность и самостоятельность в течение всего занятия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект викторины с детьми 6-7 лет

«Слава нашей стороне, слава русской старине!»

Задачи:

Обучения.

1. Закрепить представления о традициях и обычаях русского народа.

2. Продолжать учить детей выслушивать ответы до конца, не перебивать других, а только после ответа высказывать свои мысли.

3. Продолжать формировать знания детей об историческом прошлом и наследии русского народа.

Развития.

1. Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление при отгадывании загадок; связную речь при ответах на вопросы воспитателя.

2. Развивать быстроту реакции, умение согласовывать свои движения со словами в подвижных играх.

Воспитания.

1. Воспитывать любознательность, желание познавать новое об историческом прошлом русского народа.

2. Воспитывать активность и самостоятельность в течение всего занятия. Демонстрационный материал: клубок.

Раздаточный материал: клубок, разрезные картинки с изображением одежды, конверты со стройматериалами для игры «Дом для Домового».

Ход проведения викторины

В «Русской горнице» за столами - члены жюри, зрители (дети младших групп), родители, две команды игроков.

Ведущий. Уважаемые родители, дорогие гости и дети. Сегодня у нас проходит необыкновенный вечер, посвящённый быту и творчеству наших предков. Ребята, давайте поздороваемся с гостями и со всем окружающим миром.

Дети.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, сосны вековые,

Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий. Молодцы, ребята. У нас сегодня в гостях родители и детки. Они зрители и будут вас поддерживать. А жюри будет оценивать правильность ваших ответов на задания и следить за правильностью проведения викторины. За каждый правильный ответ команда получает фишку - золотое сказочное яблочко, если команда не отвечает, то вопрос переходит к другой команде. У какой команды соберётся больше яблочек, та команда - победитель в сегодняшней викторине. Итак, мы начинаем наш конкурс и начнём его с представления команд.

Представление команд (Название и девиз команды).

Ведущий. Вот и прекрасно. А сейчас я вам предлагаю отправиться в волшебное путешествие в старину. И я знаю волшебные слова, которые нам помогут это сделать, повторяйте со мной:

Ногой топнем, в ладоши хлопнем,

Вокруг себя повернемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глаза закроем, скажем «Ах!»

И окажемся в гостях!

Ведущий. Где мы, ребята? И чтобы узнать, где мы в гостях и о чём будем говорить, послушайте загадку.

Здесь не погреб, не чулан.

Не растёт за ним тюльпан.

Есть там светлая светлица,

Есть там русская девица,

Есть и печка, и труба.

Это русская…

Дети. Изба.

Ведущий. Конечно же, это изба и говорить мы будем про избу и быт в старину. Избы в старину были красивые, строили их родственники и соседи сообща, и жилось в них хорошо. Вот у нас и первое задание для команд. Ответьте на вопросы, и первый вопрос первой команде. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети. Горница.

Ведущий. Вопрос второй команде. Кого в ней принимали?

Дети. Гостей.

Ведущий. Как гости в избу входили? И почему?

Дети. Кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог - высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить. Ведущий. Отгадайте мою загадку.

Зимой много ест, летом много спит.

Тело тёплое, крови нет, сесть на неё сядешь, а не везёт.

Внутри огонь горит, из трубы дым валит.

Кашу варит, блины жарит.

Дети. Печь.

Ведущий. Да, главной была в горнице печь. А какие печи вы знаете?

Дети. Каменные, кирпичные, глиняные, камин, газовая, электрическая, микроволновая.

Ведущий. А как в старину называли русскую печь? И почему ее так называли?

Дети. Печь - мать семьи, кормилица. В ней пекли, варили, парили, отдыхали и даже купали детей.

Ведущий. Молодцы. Какие блюда русской кухни вы знаете?

Дети. Щи, каша, блины, окрошка.

Ведущий. А какая ещё польза была от печи?

Дети. В ней готовили пищу, пекли пироги, она освещала избу, обогревала, в ней сушили варежки, валенки. А еще сушили грибы, ягоды, растения от простуды. А еще печь лечила больных. Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет. Ведущий. А чем, ребята, освещали избу?

Дети. Лучиной, щепочкой от берёзового полена.

Ведущий. Как назывался правый от печки угол?

Дети. Правый от печки угол назывался «бабьим кутом». Он был для хозяйки, все здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий. А как назывался левый от печки угол? Левый от печки, угол назывался «красным, красивым». Там висели иконы, украшенные самоткаными рушниками. Это было особое место, для почётных гостей.

Ведущий. Молодцы, ребята, я и не думала, что вы так много знаете про печь и избу. Ну, раз у нас викторина народная, то обязательно должны быть и народные герои. Мы говорили про печку, а как вы считаете, кто в преданиях у русского народа за печкой живёт, и зовут его запечный житель? Вот здесь у меня есть подсказка-записка. Я сейчас вам прочитаю, он сам сочинял!

Дед хозяйственный такой,

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и покой.

Заходит и кряхтит Домовой.

Ведущий. А вот и он сам! Какие прекрасные стихи. Домовой, ты сказал «сказки сказывать могу», а какие сказки ты знаешь?

Домовой. Я сказок знаю много, а ещё я люблю играть. Давайте лучше поиграем. Игра называется «Угадай сказку». Я буду говорить отрывки из сказок, но не до конца, а вы - заканчивать. Согласны?

Дети. Да!

Домовой. «Сяду на пенёк, съем пирожок», а Маша из короба… (Не садись на пенёк, не ешь пирожок).

Дети. Маша и медведь.

Домовой. «Петушок, петушок, золотой… гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка.

Дети. Петух и Лиса.

Домовой. Посмотрел Михайло Иванович на стол и заревел страшным голосом …Кто хлебал из моей чашки?

Дети. Три медведя.

Домовой. Ах, братец мой, Иванушка… тяжёл камень на дно тянет, жёлтые пески на грудь легли.

Дети. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Домовой. Мышка бежала, хвостиком… махнула, яичко упало и разбилось.

Дети. Курочка Ряба.

Домовой. Молодцы, ребята, ишь, какие умные. Все сказки знаете. А ещё я, ребята, люблю играть с клубочками. У меня клубочки есть разные (достаёт клубочки ниток). Вот сейчас клубок смотаем, да забаву начинаем.

Проводится русская народная хороводная игра «Клубок». Дети встают, берутся за руки и за Домовым идут по кругу, заматывая «клубок». При повторении («разматывании клубка»), в конце становятся в круг, поднимают руки. На последнее слово резко опускают вниз руки и расцепляют их.

Я по горенке иду, клубок ниток я несу.

Клубок маленький, нитки аленьки,

Клубок катится, нитка тянется.

Нитка дольше всех, перевертов шесть.

Я за ниточку взялся,

Тонка нитка порвался.

Ведущий. Домовой, присядь на стульчик, отдохни немного, и вы, ребята, присаживайтесь (Дети садятся на стульчики). А вот и другое задание для вас. Я буду загадки загадывать, а вы - отгадывать.

Закипит, исходит паром, и свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! - кричит!

Дети. Чайник.

Ведущий.

Это что за паренек в золотой рубашке,

Разливает кипяток в голубые чашки?

Разливает кипяток - приглашает на чаек?

Дети. Самовар.

Домовой. А я тоже знаю загадки. Отгадайте их, ребятки.

В земле я родился, в огне закалился.

Дети. Горшок.

Домовой. Ага, а вот эту не отгадаете.

Стоит девица в избе,

Коса на дворе.

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Все про неё забывают.

Дети. Печь.

Домовой. Молодцы. И загадки все отгадали. А вот есть у меня для вас очень сложное задание. Хочется мне, старенькому переехать и пожить-похозяйничать ещё в новом доме. У меня вот в этих конвертах «Стройматериалы» есть (Показывает конверты детям). Из них можно построить хороший дом с трубой. Только вот строить я не умею.

Ведущий. Ну, это не беда, наши дети все умеют. Ну, что построим?

Дети. Да!

Проводится игра «Кто быстрее построит дом». Дети выполняют задание на скорость. Материалы: заготовки «стройматериалов» в конвертах на каждую команду, листы плотной бумаги, клей, набор фломастеров, ножницы на каждого ребенка, цветная бумага с нарисованными деталями для «постройки» дома, магнитная доска с магнитами. Дети вырезают детали, приклеивают на бумагу и готовые работы выставляют на магнитную доску.

Ведущий. Ну, готовы наши дома?! Выбирай, Домовой, себе дом по вкусу и нраву! Домовой. Да мне оба нравятся. Не нахвалюсь на наших детушек! Право молодцы-удальцы!

Ведущий. Конечно, молодцы. Русский народ всегда был мастеровым и трудолюбивым. А ещё он славился гостеприимством. Теперь в новом доме мы вспомним поговорки про хлеб и гостеприимство. Какие поговорки вы об этом знаете, ребята?

Дети. (Каждая команда по очереди называют поговорку)

Что есть в печи, все на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Худ обед, коли хлеба нет.

На чужой каравай рот не разевай, а сам пораньше вставай и свой затевай.

Покуда есть хлеб да вода - все не беда.

Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска - стол доска.

Будет хлеб - будет и обед.

Ведущий. Молодцы, много поговорок знаете. А еще наш народ отличался не только гостеприимством. Он и работал дружно и отмечал весело все праздники - с песнями, танцами и угощением. А теперь расскажите, какие вы знаете зимние русские народные праздники?

Дети. Рождество, Святки. На Святки ходили колядовать, пели колядки, рядились и гадали. Потом наступало Крещение.

Ведущий. А какие вы знаете весенние русские народные праздники?

Дети. В конце зимы, начале весны отмечали Масленицу, праздник проводов зимы и встречи весны. Обязательным угощением на этом празднике были блины. Масленицу называли в народе широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».

Ведущий. А еще какой праздник празднуют каждую весну христиане всего мира? Дети. Пасху, Светлое Воскресение Христово. На пасху красили яйца, пекли куличи. Домовой. Ну, какие молодцы. А знаете ли вы летние русские народные праздники? Дети. Троица. На троицу украшали лентами, цветами берёзку, водили вокруг неё хороводы, пели песни. А еще отмечали летом праздник Ивана Купала. На этот праздник девушки пускали венок по воде. Собирали лечебные травы. Собранные в это время они считались чудодейственными.

Домовой. А, может, кто расскажет об осенних праздниках.

Дети. Осенью отмечали Кузьминки, девичий праздник, смотрины невест. Осенины - встреча осени.

Ведущий. Ну, все ребята наши знают! А какие песни и хороводы пели на праздниках?

Дети. На праздниках играли в игры «Во саду ли, в огороде», «Золотые ворота», «Во поле берёза стояла», «Коробейники», «Во кузнице», «Прялица» и ещё очень много других.

Ведущий. Давайте-ка, ребята, и мы с вами поводим хоровод. И ты, Домовой, с нами поиграй.

Проводится русский народный хоровод «Во поле берёза стояла».

Ведущий. Присаживайтесь на стульчики, ребята. Мы продолжим нашу викторину. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, сами плели лапти, вышивали и шили одежду. Дети также помогали своей семье. Что умела девочка делать с детства в русской семье?

Дети. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5-7 лет. В 10 лет она уже умела ткать, помогала в стряпне.

Домовой. А как мальчиков обучали труду в семье? Как мальчики помогали в семье? Дети. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, приучали ездить верхом и управлять лошадью. Летом они отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. Мальчики пасли скот, ухаживали за ним, ловили рыбу.

Ведущий. Вот молодцы! А теперь вспомним, как называлась одежда на Руси. А для этого вам необходимо из разрезанных картинок правильно составить одежду русского народа и назвать её.

Проводится игра «Сложи правильно». Выбираются по три игрока из команды, которые должны собрать картинку, на которой изображена одежда, и правильно назвать ее. Дети собирают разрезные картинки, Домовой следит за детьми и по мере затруднения помогает им. Дети называют название одежды: платок, сарафан, рубаха, лапти и т.д.

Домовой. Рассердился я на вас, всё-то вы знаете, всё-то вы умеете. Я из-за этого хочу побезобразничать, попроказничать. Вот я перемешаю сейчас муку, горох и крупу, а вы попробуйте и всё переберите.

Проводится игра «Кто быстрее переберёт крупу». Домовой высыпает в обручи разноцветные мелкие шарики (крупу). Две команды под веселую музыку складывают шарики одного цвета в корзинки, стоящие в разных углах зала. (Игра на скорость)

Домовой. Ой, спасибо, ублажили, всю крупу мне разложили. Буду в доме вашем жить, буду дом ваш сторожить, Буду дом оберегать, счастье буду привечать. Пойду-ка я, теперь, ребятки, за печку. Отдохнуть мне пора, развлекайся, детвора.

Ведущий. Ступай, Домовой. Скажем ему ребята до свидания!

Дети. До свидания, Домовой.

Ведущий. Ну вот, домовой ушёл, а я хочу теперь предложить конкурс для наших родителей. Посмотрим, какая команда родителей сможет лучше поддержать своих деток и помочь им выиграть в сегодняшней викторине. Я предлагаю старинную русскую забаву: шуточный конкурс в метании метлы на дальность. Проводится конкурс «Русская метла». (Метлу берём без древка. Метлу можно заменить на другой необычный, не предназначенный для метания предмет. Чем хуже у него будут «летательные» свойства, тем веселее конкурс). Две команды под музыкальное исполнение метают метлу (Игра на дальность).

Ведущий. Спасибо большое родителям, наша сегодняшняя викторина закончилась. Настало время подсчитать и определить победителя. Подносите все сюда свои яблочки налитые. Предоставляем слово жюри.

Жюри подсчитывает яблочки. Награждение.

Ведущий. А теперь снова произнесем волшебные слова, чтобы вернуться в детский садик.

Ногой топнем,

В ладоши три раза хлопнем,

Вокруг себя повернемся,

Закроем глаза и в детский сад вернемся!

Ведущий. Вот мы и снова в садике. Ребята, сегодня с вами было очень весело и интересно. Я хочу сказать, что вы очень много знаете про русский быт и сказки. Всё это будет с вами всю жизнь. Никогда не забывайте о ваших корнях, о вашем происхождении. Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину викторину провели,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

А теперь мы все приглашаем детей и их родителей на чаепитие с самоваром и настоящими баранками. Милости просим! (Проходит чаепитие)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области