Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Содержание образования и способы формирования основ финансовой грамотности дошкольников в ДОУ

Познакомить с теоретическими аспектами сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание образования и способы формирования основ финансовой грамотности дошкольников в ДОУ

Процесс формирования основ финансовой грамотности является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при определенных условиях.

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители) [31].

Образовательную работу по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников целесообразно включать в следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основфинансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и в процессе игр, где демонстрируется ошибочное поведение героев. Картотека игр, направленных на изучение основ финансовой грамотности находится в Приложении (см. стр. 68);

- познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.) [30]. Конспекты занятий по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников представлены в § 2.2, а сценарии развлечений, которые направлены на расширение и закрепление полученных знаний на занятиях представлены в Приложении (см. стр. 73);

- речевое развитие – как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В процессе формирования основ финансовой грамотности словарь детей пополняется следующими терминами: продукты труда; стоимость продукта; труд; работа; продукт; продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; бюджет; валюта; предметный мир и т.д.;

- художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь;

- в процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) и работу по формированию основ финансовой грамотности включить в данную область невозможно;

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, тематические стенды, папки – передвижки, анкетирование). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Рассмотрим подробнее характеристику традиционных технологий,используемых в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:

- игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.[16];

- беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: «Труд – основа жизни», «Работать и зарабатывать», «Как придумали деньги?», «Какие бывают деньги? Как они выглядят и откуда берутся?», «Как деньги попадают к нам в дом?», «Как складывается стоимость товара?», «Реклама», «Долги», «Тратим разумно», «Экономим», «Все по плану», «Жадность» и пр. [13].

- тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего»;

- для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения;

- анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

Рассмотрим подробнее характеристику современных технологий, используемых в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:

- проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека»;

Содержание образования раскрывается в образовательных программах. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в разделе «Формирование элементарных математических представлений» детей подготовительной группы знакомят с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) [2].

А также в книге А.Д. Шатовой «Деньги» приводится пример занятия на тему «Деньги. Монета» [19].

На данном занятии планируется раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», («купюра»), закрепить знания детей о внешнем виде современных денег и научить детей находить отличительные и сходные признаки между монетами, (монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства). Занятие построено на принципе решения проблемных ситуаций. Детям предлагается рассмотреть монеты и купюры, найти сходства и различия. Для более полного и точного представления о деньгах планируется проведение игры «Дополни», которая помогает выделить отличительные признаки монет и купюр. Далее дети в процессе сравнения монет путём приложения и наложения делают вывод, что монеты делаю разного размера и дизайна, чтобы было легче различать их по достоинству. В результате дети знакомятся с монетами, купюрами, их достоинством и отличительными признаками.

Таким образом мы можем сделать вывод, что в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы обращается внимание на знакомство детей с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). А.Д. Шатова в своём пособии так же раскрывает тему знакомства детей с купюрами, монетами, номиналом и отличительными признаками.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что существуют как традиционные (игры, беседы – обсуждения, тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, папки – передвижки, анкетирования), так и современные технологии, используемые в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста , такие как (проектная деятельность, ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации,викторины и конкурсы, театрализованные интерактивные мини-постановки, моделирование).

Для того, чтобы достичь наилучших результатов при формировании основ финансовой грамотности необходимо использовать как традиционные, так и современные формы организации работы. А чтобы достичь наилучших результатов в процессе экономического образования необходимо в комплексе использовать методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, организации взаимодействия и накопления социального опыта, развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей, контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области