Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль современных технологий дошкольного образования в формировании познавательных интересов и предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Использования проектной деятельности заключается в том, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, культуру речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль современных технологий дошкольного образования в формировании познавательных интересов и предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей, творческо-поисковый компонент. Инновационные технологии в ДОУ — не данность времени, а необходимость, позволяющая усовершенствовать педагогический процесс, способствуя всестороннему комплексному развитию дошкольников.

Использование инновационных технологий в дошкольном образовании регламентируют следующие документы федерального уровня:

1.Национальный проект «Образование» на 2019 – 2024 годы ставит перед нами цель: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" статья 64, пункт 1: « Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, пункт1.6: «Стандарт направлен на решение следующих задач: 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;» .

Об этом же говорится в программе «Детство» в разделе «Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста»: «Мотивационная сфера дошкольников 6 – 7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные и побуждающие самореализации» [с. 24]

В ФГОС ДО одним из возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать»

Основой достижения целевых ориентиров является познавательный интерес– избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др., несформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка. Поэтому необходимо отметить, что развитый познавательный интерес является предпосылкой формирования учебной деятельности.

Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, но его мера и направленность у разных детей не одинакова. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.

Поэтому работая с дошкольниками, я ставлю перед собой целью: формирование познавательного интереса посредством новых форм работы, нетрадиционных заданий и упражнений, новых технологий.

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

В своей педагогической практике использую следующие инновационные технологии:

1.Информационно – коммуникативные технологии способствуют активизации умственной деятельности, позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Опыт использования ИКТ на занятиях во всех возрастных группах в детском саде позволяет мне сделать вывод, что использование учебных презентаций и видео привлекает внимание детей, что позволяет строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) восприятия.

На своих занятиях использую свои авторские учебные презентации и из сети Интернет; в совместной деятельности практикую использование видеоматериалов «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки, фрагменты обучающего видео разной тематики в соответствии с темами, реализуемых педагогических проектов. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

2. Технологии проектной и исследовательской деятельности;

Актуальность использования проектной деятельности заключается в том, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, культуру речи.

Новизна проектной деятельности в сфере дошкольного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения, способствовании личностного развития детей, в развитии индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательно-воспитательного процесса, обеспечении качественных результатов педагогической деятельности.

На протяжении многих лет работаю в технологии проектной деятельности:

Результатом данной работы явилась разработка и реализация информационных и творческих детских проектов «Пять колец Зимней Олимпиады», «Ладожское озеро – Дорога жизни», «Мы – будущие защитники Отечества», «Великая Отечественная война в письмах», «Мы за здоровый образ жизни», «Прощай, милый садик», «Защитник Отечества», «И помнит мир спасённый».

В последние годы регулярно проводила трансляцию своего педагогического опыта по реализации проектной деятельности в детском саду:

- «Проектная деятельность как средство организации образовательно – воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» - сборник материалов Международной заочной научно – практической конференции «Методика и педагогическая практика».

- «Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации дошкольников» - сборник материалов Международной научно – практической конференции «Современные тенденции развития системы образования».

Исследовательская деятельность интересна всем дошкольникам. ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

 Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. Ход и итоги экспериментирования заносят в таблицы, этот этап работы экспериментирования выделен сравнительно недавно Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

За последние годы организовывала экспериментальную деятельность по разным темам: «Такая разная вода», «Свойства снега», «Тонет – не тонет», «Определи объем посуды», «Свойства бумаги», «Ветер» и др.

Я подбираю задания, содержащие эксперимент для проведения непрерывной образовательной деятельности, работы над проектом. Последняя серия экспериментов была посвящена свойствам бумаги при изучении темы «История возникновения бумаги». Итогом этой работы стало оформление таблицы «Свойства бумаги».

3. Технологии «лэпбук»

Лэпбук, или интерактивная папка — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д. Реализуя долгосрочный педагогический проект «И помнит мир, спасенный…» мы с ребятами, разработали и составили два лэпбука «Сталинградская битва», «Битва за Малую Землю». Самостоятельность детей возросла уже ко второму лэпбуку: из обилия предложенного материала они выбирают необходимый, располагают на основе – заготовке, конструируют карманы, составляют простейшие задания, оформляют лэпбук.

4. Технология портфолио детей и педагога

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А также можно использовать электронный портфолио и портфолио- раскраску. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Все вышеперечисленные технологии важны в развитии ребенка: они направлены на развитие познавательного интереса, всех психических процессов, речи; психологических операции анализа и синтеза; позволяют научиться делать выводы, умозаключения. Все это положительно влияет на формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников.

Применение инновационных технологий формирует желание узнавать новое, повышает уровень их развития.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области