Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сенсорная интеграция в работе учителя по преодолению трудностей в обучении, общении у младших школьников

Помощь педагогам при обучении грамоте, создании успеха у младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сенсорная интеграция в работе учителя

по преодалению трудностей в обучении, общении у младших школьников

Актуальность метода сенсорной интеграции в период обучения грамоте связана с тем, что основными причинами трудностей в овладении грамотой детьми являются неполноценность психофизиологической базы и недоразвитие сенсомоторной сферы. Сенсорная интеграция представляет собой бессознательный процесс, цель которого состоит в организации информации, полученной с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция объединяет процессы, базирующиеся на ощущениях зрительной, слуховой, речедвигательной, тактильной сенсорных систем, обеспечивая тем самым стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей, но они могут также повлиять на взрослых.

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности. Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д. Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье. Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг. Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль. Многие люди с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены- новые места, новые правила, могут часто устраивать истерики,срывы.

В своих исследованиях Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Б. Проничева под сенсорной интеграцией подразумевают способность человека организовывать испытываемые ощущения для совершений движений, обучения и нормального поведения. Ощущения, на которых базируется процесс сенсорной интеграции, составляют психофизиологическую базу, необходимую для усвоения навыков чтения и письма. Для успешного овладения грамотой необходим достаточный уровень развития связной речи, лексического словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и пространственной ориентировки.

Одним из факторов, затрудняющих процесс овладения грамотой младшими школьниками, является недостаточная способность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств. Для успешного обучения грамоте был разработан инновационный подход, заключающийся в создании психолого-педагогических условий с использованием метода сенсорной интеграции, предполагающего стимуляцию сенсомоторной сферы при формировании первоначальных навыков чтения и письма.

Работа с младшими школьниками с применением метода сенсорной интеграции направлена на формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений, развитие мышечного чувства, а также на развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, формирование общей моторной координации.

Выделяются основные направления для изучения готовности к обучению грамоте первоклассников: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, звукопроизношение, зрительное восприятие, пространственную ориентировку и моторику мелких мышц руки.

Реализация метода сенсорной интеграции осуществляется на уроках и коррекционных занятиях в заданиях, упражнениях, играх с активным задействованием органов чувств и сенсорных ощущений. Использование игровых заданий и упражнений с младшими школьниками способствует снятию ряда трудностей, изучению и закреплению материала на эмоциональном фоне, вызыванию интереса к изучению новой темы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие психолого- педагогические условия.

1. Комплексный подход в использовании метода сенсорной интеграции, включающий системную работу всех специалистов с четким распределением функциональных обязанностей. Данный подход учитывает совместную работу учителя, педагога-психолога и учителя-логопеда в организации программного обучения.

2. Организация коррекционно-развивающей среды в условиях различных форм работы (урок, психокоррекционное занятие, логопедическое занятие). Специалисты организуют работу в зависимости от своего профиля.

3. Подготовленность учебно- методической базы, включающей в себя разработку методического, дидактического и наглядного материала, материально- техническое оснащение для

проведения психолого- педагогической работы. Данный подход указывает на то, что реализация метода сенсорной интеграции возможна при наличии методического и дидактического сопровождения учебного процесса. Специалисты не только подбирают доступный учебный материал, но и адаптируют его под коррекционно- развивающие задачи. Материал и оснащение для психолого- педагогической работы должны быть направлены на максимальную реализацию познавательного потенциала обучающихся.

4. Построение работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с одновременным развитием общих познавательных, психических и речевых процессов. Работа должна строиться с учетом индивидуально- дифференцированного подхода и включать систему коррекции с опорой на выявленные особенности детей. Работа также должна не только направляться на развитие функций анализаторных систем, но и предвосхищать развитие высших психических функций и оптимизировать познавательное и речевое развитие.

5. Необходимость использования метода сенсорной интеграции в различных видах деятельности (игровой, учебной, внеурочной). Смена деятельности для младших школьников- залог успешной психолого- педагогической работы. Приемы и элементы метода сенсорной интеграции эффективно применяются во время отдыха (сенсорные игры), игры, на занятиях внеурочной деятельностью, в творческих заданиях.

6. Реализация метода должна иметь практическую направленность и иметь прочную связь с жизненными компетенциями. Каждый усвоенный навык должен быть закреплен в практической ситуации, выполнять жизненно важную задачу и приносить пользу. Например, такие средства метода сенсорной интеграции, как бросовый материал, крупы, шнуровка, окружают ребенка непосредственно дома и в школе, поэтому их использование влияет не только на учебный процесс, но и на овладение жизненными компетенциями.

Психолого- педагогическая работа осуществляется тремя специалистами: учителем на уроках чтения и русского языка, психологом на фронтальных коррекционно- развивающих занятиях и учителем- логопедом на индивидуальных логопедических занятиях. Занятия всех специалистов построены в единой системе и учитывают основные задачи коррекционно- развивающей работы.

На первом году обучения школьников метод сенсорной интеграции реализуется на уроках чтения и русского языка в двух основных периодах: добукварном и букварном. Работа учителя направлена на ознакомление с элементами букв, на формирование навыка письма (постановка руки), коррекцию графо-моторных навыков, развитие навыков звуко- буквенного анализа.

В рамках метода сенсорной интеграции учителем используются следующие приемы: запись буквы рукой в воздухе, нахождение буквы среди других букв, обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, нахождение соответствующих букв среди других путем ощупывания с закрытыми глазами, тактильное опознание «наждачных» букв, обводка буквы по трафарету, вырезание буквы по контурным линиям, конструирование буквы из палочек, полосок, буквенного конструктора, природного материала (рис, фасоль, гречневая крупа), лепка букв из пластилина, написание буквы на манной крупе пальцем с последующим называнием, игровые приемы.

Основными средствами реализации метода сенсорной интеграции выступают букварь, предметные, сюжетные картинки, специальные прописи, «зашумленные» картинки, реальные модели предметов, трафареты, условно- графические схемы записи слогов, слоговые таблицы, круги разных цветов для дифференциации звуков, индивидуальные кассы букв, карточки с буквами из наждачной бумаги, бархатной бумаги, наборное полотно с буквами разрезной азбуки, выпуклые рельефы букв, палочки и полоски для конструирования, буквенный конструктор, бросовый материал, пластилин для лепки.

Психолог проводит занятия в предметно- пространственной развивающей среде, в сенсорно- стимулирующем пространстве, представленном сенсорным уголком, дидактическими играми и пособиями. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Прослеживаются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов- определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем) и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого- либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости и скованности движений, развития мелкой моторики руки.

При этом используются приёмы работы: разминка (речевая, двигательная, голосовая), свободное и тематическое рисование, упражнения подражательного, творческого характера, схематическое изображение предметов, игровые, проблемные ситуации), актуализация знаний основных геометрических форм, размеров, цветов, «смысловое обыгрывание» понятия цвета на основе наиболее стереотипных образов, нахождение заданного цвета и формы в серии изображений, «выстраивание» цветовой гаммы с опорой на наглядно- вербальные ассоциации, классификация геометрических форм, цветов; фигур по цвету, форме и величине. К средствам и оборудованию относят интерактивную песочницу, сенсорный интерактивный стол, сухой бассейн, тактильную акустическую панель, стол для рисования песком, тактильные лабиринты, панели, дорожки, балансировочные доски и диски, «музыкальные классики», сенсорную тропу для ног, напольные подушки, кресла- пуфики с гранулами, лампу «вулкан», сухой душ, набор CD- дисков для релаксации, установку для ароматерапии, музыкальное оборудование.

Работа учителя-логопеда основана на закреплении четкого артикулирования звуков, выработке правильного звукопроизношения. Работа логопеда решает следующие задачи: корригировать нарушения чтения и письма, развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, формировать навыки звукового и звуко- буквенного анализа и синтеза, развивать коммуникативную функцию речи. Метод сенсорной интеграции базируется на использовании следующих приемов: игровых (подготовительные игры, игры на активизацию артикуляционной моторики, для формирования правильного звукопроизношения), побуждения к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развития непроизвольного подражания - звукового и словесного, ходьбы и маршировки под музыку, воспроизведения заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием, развития действий двигательной и ритмико-интонационной активности, ознакомления с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, соотнесения ритма со схематическим изображением, произвольного, ритмичного произнесения гласных звуков и звуковых цепочек, ритмического чередования объектов с опорой на зрительное восприятие. Среди средств, реализующихся на занятиях, выделяют комплексы пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, сенсорные коробки, словесный материал звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, музыкальное оборудование, зеркало.

Комплексная работа в период обучения грамоте позволяет наиболее полно реализовать возможности метода сенсорной интеграции. Этот метод успешно реализуется при создании психолого- педагогических условий в период обучения грамоте. У обучающихся оптимизируется процесс переработки сенсорной информации, активизируется восприятие, формируется адекватный ответ на испытываемые ощущения.

Упражнения для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, это очень полезно для детей с тактильными проблемами. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными массами, тем более необходимо увлечь его такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения детям получить необходимую нагрузку. Хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким детям особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление. Подобные упражнения необходимы всем детям, но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения. Лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность. Игры с песком (рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

- звуки природы; аппараты белого шума; расслабляющая музыка;

- ароматические лампы;

- ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;

- утяжеленные одеяла; вибрирующие матрасы и подушки; спальные мешки;

- физические нагрузки перед отходом ко сну.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком- это веселье, которое дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом и тд. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите ребёнка найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых- это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Следует установить, есть ли у ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима. Вот несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

- крытые батуты; качели; большие терапевтические мячи;

- раскачивающиеся игрушки; шведская стенка;

- самокаты, скейты, ролики.

6. Ароматерапия

Ароматерапия- это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия- отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация- это основной прием занятий для сенсорной интеграции, используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. 

- вибрирующие подушки и матрасы; массажные кресла и раскладушки;

- ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота)

- детские вибрирующие стульчики

8. Игры с туннелями и палатками

Эти игры очень полезны для сенсорной интеграции, главное- проявить фантазию. Используйте тоннели для развития моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию. Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие. Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда ребёнок внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции. Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, ребёнок может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

9. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий- почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве. Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения. Проприоцептивное чувство- это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия.

10. Сенсорные комнаты

Вот несколько идей для сенсорной комнаты:

-магнитофон, воспроизводящий звуки природы; расслабляющая музыка;

-ароматические приспособления (диффузеры, лампы);

-мягкие подушки и одеяла; кресла- мешки; массажные кресла и маты;

-пузырьковые трубы; ночники, особые светильники, лава- лампы.

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

- тактильные маты и мячи; кресла- качалки, гамаки, качели;

- вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки;

- интерактивные пузырьковые трубы;

- прожекторы жидкого света; машины для мыльных пузырей;

- утяжеленные одеяла и игрушки; тактильные игрушки;

- свистки, свистульки, музыкальные инструменты;

- лестницы, шведские стенки, тележки, скейты.

Очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры- это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Применение метода сенсорной интеграции в начальной школе способствует стимуляции сенсомоторной сферы при формировании первоначальных навыков чтения и письма, детям становится легче общаться, участвовать в разговоре или играть, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения, снизится уровень тревожности и стресса.

Автор- учитель начальных классов Кудрявцева Юлиана Алексеевна

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области