Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Организация воспитательной работы по профилактике курения у младших подростков"

Современные исследования показывают, что самой распространенной формой вредных привычек среди подростков является курение. Проблема профилактики курения – одна из важнейших социально-педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе подростков, среди которых популярны так называемые вейпы. Действенный метод снижения вероятности курения среди подростков – ранняя первичная профилактика вредных привычек, в частности, курения. Первичная профилактика курения среди обучающихся будет более эффективной при организации целенаправленной работы в рамках внеурочной деятельности в форме цикла мероприятий, учитывающих возрастные особенности современных подростков и включающей современные активные методы профилактики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация воспитательной работы по профилактике курения у младших подростков

Буслаев Роман Олегович,

воспитатель ФГКОУ ПСВУ

Современные исследования показывают, что самой распространенной формой вредных привычек среди подростков является курение. Проблема профилактики курения – одна из важнейших социально-педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе подростков, среди которых популярны так называемые вейпы.

Действенный метод снижения вероятности курения среди подростков – ранняя первичная профилактика вредных привычек, в частности, курения.

Первичная профилактика курения среди обучающихся будет более эффективной при организации целенаправленной работы в рамках внеурочной деятельности в форме цикла мероприятий, учитывающих возрастные особенности современных подростков и включающей современные активные методы профилактики.

Цикл профилактических мероприятий ориентируется на следующие задачи:

1. Проведение мероприятий, направленных на уменьшение числа воспитанников склонных к аддиктивному поведению;

2. Повышение уровня информированности подростков о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;

3. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и негативного отношения к курению;

4. Осуществление антитабачной профилактической работы с родителями;

5. Формирование у подростков навыков здорового образа жизни.

Цикл мероприятий имеет следующую методическую основу:

Каждое занятие обеспечивается основной информацией. Лекция – структурное и организованное представление информации по определенной теме, проводимое педагогом. Несмотря на то, что лекция является быстрым путем представления информации, она имеет свои недостатки. Если лекция слишком долгая подростки не принимают в ней участие, специалист теряет возможность донести информацию из-за невнимания. Целесообразно использовать интерактивную лекцию.

Дискуссия представляет собой вербальный обмен информации между подростками и педагогом. Дискуссия дает возможность поделиться своими идеями, чувствами и мыслями по определенной теме. Дискуссии позволяют подросткам использовать свои мыслительные навыки, расширить свои идеи и услышать мнения одноклассников. Дискуссии расширяют и углубляют понятия и позволяют им использовать полученные знания.

Мозговая атака – популярная техника обучения, способствующая возникновению свободного потока идей по определенной теме. Педагог знакомит обучающихся с проблемой или жизненной ситуацией, над которой им следует подумать. Затем он поощряет участников генерировать как можно больше решений и альтернатив для решения этой проблемы. На начальной стадии мозговой атаки поощряется свободный поток идей. Все идеи записываются без комментариев. Они оцениваются только после того, как обмен идеями окончен. Потом подростков просят проверить каждую представленную идею.

Структурное упражнение – заранее спланированное упражнение для того, чтобы облегчить процесс обучения. Структурное упражнение часто симулирует жизненные ситуации. Условия при этом контролируются, что позволяет проводить наблюдение и дискуссии. Цели структурных упражнений повышение уровня самопознания у воспитанников перед лицом сложных жизненных ситуаций.

Цикл мероприятий делится на разделы (таблица 1):

1. Воспитательная работа с суворовцами.

2. Просвещение родителей в аспекте проблемы профилактики, вовлечение в совместные воспитательные мероприятия.

3. Привлечение специалистов к участию в профилактической деятельности.

Таблица 1

План тематического цикла

Раздел

Название мероприятия

Сроки

Воспитательная работа

Классный час

«Здоровый образ жизни»

Сентябрь

Просмотр и обсуждение видеороликов «Вредные привычки»

Декабрь

Классный час

«Почему вредно курить?»

Январь

Интерактивная лекция «Невредные беседы о вредных привычках»

Март

Тренинг «Умей сказать нет!»

Апрель

Просвещение родителей

Выступление на родительском собрании на тему

«Современные угрозы здоровью молодого поколения»

Октябрь

Лекторий для родителей

«Профилактика вредных привычек у подростков»

Декабрь

Спортивный праздник

«Здоровая семья»

Март

Привлечение специалистов

Выступление врача-нарколога на тему

«Курение это яд»

Октябрь

Беседа с сотрудником полиции на тему

«Правовые последствия неправильного выбора»

Февраль

Этапы реализации комплекса занятий:

Начальный этап – просвещение суворовцев о здоровом образе жизни, о его сильных сторонах. Информирование суворовцев об альтернативных видах деятельности.

Основной этап – формирование у суворовцев отвращения к курению, понимание того, к каким негативным последствиям курение может привести.

Заключительный этап – направлен на то, чтобы суворовцы приобрели коммуникативные навыки, необходимые для формирования активной жизненной позиции и отказа от курения.

Планируемые результаты:

1. У обучающихся расширились знания о проведении своего досуга и внеурочной деятельности.

2. У обучающихся сформировалась ориентация на здоровый образ жизни.

3. У обучающихся сформировались противостояния негативному влиянию извне, связанному с вовлечением подростка в никотиновую зависимость.

4. Сформированность у обучающихся негативного отношения к курению. У подростков сформировалось критическое отношение к своему поведению, они склонны к самоанализу своих поступков.

Цикл занятий по профилактике курения у суворовцев имеет следующее содержание:

1. Классный час «Здоровый образ жизни», который состоит из беседы, дискуссии, показа и обсуждения наглядных информационных материалов:

- Беседа «Здоровый образ жизни»;

- Дискуссия «Слабые и сильные стороны курильщика»;

- Показ и обсуждение видеофильма «Правда о табаке», презентации «Здоровье это новые возможности».

2. Просмотр и обсуждение видеороликов «Вредные привычки».

3. Классный час «Почему курить вредно?», который состоит из следующего:

- Групповой рисунок «Мир в дыму»;

- Лекция на тему «Последствия зависимости от никотина»;

- Игра «Отказ от сигареты».

4. Интерактивная лекция «Невредные беседы о вредных привычках» включает в себя:

- Беседа «Мифы о вредных привычках. Влияние рекламы»;

- Упражнение «Покажи любимое дело»;

- Рассказ подросткам об альтернативных видах деятельности.

5. Тренинг «Умей сказать нет!», который состоит из нескольких упражнений и рефлексии:

- Упражнение «Тихая дискуссия»;

- Упражнение «Как сказать нет»;

- Рефлексия.

Таким образом, данный цикл занятий в рамках первичной профилактики курения направлен на формирование у суворовцев положительной ориентации на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, а также противостояния негативному влиянию окружения, которые крайне необходимы детям младшего подросткового возраста в повседневной жизни.

Также этот комплекс занятий направлен на то, чтобы помочь суворовцам находить альтернативные адекватные способы расслабления и отдыха, и развить у них понимание того, что в компании с товарищами можно не только курить и тем самым быть «компанейским интересным человеком», но и полезно проводить время.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области