Широкова Анна Алексеевна
Социальный педагог
ГБОУ гимназия №513
Невского района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в практике работы социального педагога
На современную школу возложена ответственность за сохранение здоровья обучающихся, а также за формирование их валеологической культуры. В процессе здоровьесберегающей работы в школе участвует весь педагогический коллектив, в том числе и социальный педагог.
Социальный педагог выступает в роли координатора в организации здоровьесберегающей работе в школе. Также в деятельность социального педагога включено решение следующих задач:
- помощь в рациональной организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимизация физического воспитания обучающихся;
- гигиеническое просвещение и профилактические здоровьесберегающие мероприятия для всех участников образовательного процесса;
- социально-психологическая поддержка всех участников образовательно процесса.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий его самореализации в обществе. Социальный педагог главный посредник между ребенком и теми, кто его окружает: учителя, администрация школы и т.д.
Можно выделить следующие цели деятельности социального педагога в школе:
- Создание благоприятных условий для физического, социального, духовно0нравственного, интеллектуального развития личности обучающегося;
- Оказание обучающемуся комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Одним из основных направлений деятельности социального педагога в школе является деятельность по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающая деятельность влияет на качество обучения и воспитания детей, а также обеспечивает качество их жизни в будущем.
Здоровьесберегающая деятельноть – это система работы, создающая максималььно возможные благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
В эту систему входит:
Забота о здоровье обучающихся – составляющая охранно-защитной функции социального педагога. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:
- социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка;
- щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:
- Профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
- Учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
- Позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
- Учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
- Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.
Основными видами профилактической работы социального педагога по здоровьесбережению можно назвать:
Основными идеями здоровьесберегающей среды является взаимодействие социального педагога с родителями и обучающимися для формирования у них потребности и ответственного отношения к своему здоровью, освоения практических навыков здорового образа жизни и средств осознанной саморегуляции. Своеобразие и новизна решения поставленных задач заключается в разработке и апробации социально-педагогических средств взаимодействия с родителями, таких как проведение мастер –классов о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья; видеопрезентации, фотовыставки и др.
Процесс создания здоровьесберегающей образовательной среды — это длительный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Значимость проделанной работы имеет ценность в условиях ФГОС, предусматривающих более широкое использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе как одно из средств формирования личности ребенка, стремящегося к физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.
Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия творческих способностей личности, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Именно социальный педагог должен обеспечить благополучную социализацию ребенка, а вместе с этим минимизировать негативные качества среды, в условиях которой осуществляется становление и формирование личности ребенка. Социальный педагог обязан донести свои знания о мере ответственности за жизнь и здоровье детей до всех участников воспитательного процесса, ведь самое ценное у человека - жизнь, а самое ценное в жизни не только отдельного человека, но общества в целом - здоровье.