Особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка
Эмоции играют основополагающую роль в формировании характера растущего человека, они никогда не исчезают бесследно, а сохраняются в подсознании. Именно эмоциональная сфера заключает в себе причины определения жизненных позиций взрослым человеком, хранит в себе причины формирования людей добрых и злых, открытых и замкнутых, веселых и грустных.
Большинство воспитанников Домов ребенка являются социальными сиротами. Можно выделить семь основных причин распространения социального сиротства:
К сожалению, эмоциональная сфера детей страдает по ряду характеристик:
Данные нарушения эмоциональной сферы обусловлены следующими причинами:
Отдельно хочется остановиться на таком состоянии, какматеринская депривация,которую пережили в свое время большинство детей и которому коллектив Дома ребенка всеми силами противостоит.
Именно биологическая привязанность младенца к матери является базой для формирования личности и поведенческой модели маленького человека. Во время разрыва этой связи у ребенка наступает тяжелейшее состояние – материнская депривация. Она вызывает у него сильнейший психологический дискомфорт и протекает в виде трех тяжелых эмоциональных реакций (фаз):
Для того чтобы помочь преодолеть нашим детям разрушительные психоэмоциональные последствия материнской депривации, восстановить физическое, психическое и эмоциональное здоровье, коллектив Дома ребенка проводит эффективную работу в сфере выстраивания эмоциональной взаимосвязи с нашими воспитанниками. На основании Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» для преодоления негативных последствий отрыва от семьи, братья и сестры воспитываются в одной группе, независимо от возраста; сами группы состоят из шести воспитанников; у каждого ребенка есть своя личная одежда и игрушки. Помимо воспитателей с детьми постоянно работает учитель - психолог, учитель-дефектолог, музыкальный работник. Старший воспитатель (методист) координирует воспитательный и образовательный процессы. Врачи и медсестры неустанно следят за здоровьем ребят и дарят им не только свои компетенции, но и душевную теплоту. Коллектив эффективно работает под руководством главного врача, который направляет, координирует и администрирует работу всего нашего коллектива.
Под руководством главного врача Дома ребенка, творческой группой (учитель – психолог, учителя – дефектологи) во главе со старшим воспитателем была написана и принята к практическому использованию Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Гармония», адресованная воспитателям и специалистам-педагогам Домов ребенка, работающими с детьми раннего дошкольного возраста. Это методическое пособие основано на концепции генезиса общения М.И. Лисиной, теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, а так же исследованиях Э.Л. Фрухт и Р.В. Ямпольской и на гуманистических принципах личностно – ориентированной педагогики:
Программа «Гармония» содержит особые педагогические приемы, которые отвечают потребностям и возможностям наших воспитанников, и учитывает специфику пребывания малышей в Доме ребенка.
Одна из целей Программы звучит следующим образом: «Развитие у воспитанников эмоциональной отзывчивости к окружающему миру».
В Программе прописано, что определяющим фактором психоэмоционального развития ребенка раннего возраста является взаимодействие с взрослым человеком, т.к. именно оно способствует формированию у малыша эмоционально-положительного отношения к окружающему миру и закладывает основы эмоционального воспитания.
Программа «Гармония» нацелена на следующие задачи:
Программа содержит следующие основополагающие принципы, способствующие коррекции и развитию эмоциональной сферы у наших детей:
Следует отметить тот факт, что эмоциональная сфера наших воспитанников требует особого, дополнительного педагогического воздействия для того, чтобы преодолеть те негативные тенденции, о которых было рассказано выше. Поэтому данное направление педагогической деятельности следует сделать приоритетным, т.к. это позволит скорректировать эмоциональную сферу воспитанников. А своевременная и профессионально организованная работа, направленная на становление эмоциональной сферы у наших воспитанников не только обогатит эмоциональный опыт маленьких детей, но и смягчит или устранит недостатки в их психоэмоциональном развитии.