Туран Оксана Александровна
Воспитатель
МБДОУ №18 «Петушок»
Кемеровская область, г.Гурьевск
Оздоровительная и познавательная НОД
Приключение в королевстве микробов
Задачи:
1.Сформировать представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; разьяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
2.Развить слуховое восприятие.
3.Воспитать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Оборудование: иллюстрации « мальчик болеет», « мальчик выздоровел», «король микробов», большой мяч. Фонограмма песни В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Ведущий: Ребята, сейчас зима. Холодно. В зимний период люди часто простужаются. Давайте сделаем массаж, чтобы не болеть простудными заболеваниями.
Массаж биологически активных зон « В январе»
( для профилактики простудных заболеваний)
В январе ,в январе Проводят пальцами рук по шее.
Много снега на дворе. Кулачками энергично проводят по
Снег на крыше, на крылечке, крыльям носа.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки, Растирают ребрами ладоней лоб.
В небо дым идет столбом . Раздвигают указательный и средний
пальцы, кладут их перед и за ушами и
массируют эти точки.
Ведущий: Вот и мальчик Миша заболел. Послушайте, что он скажет .
Показывает рисунок, изображающий больного мальчика Мишу.
Миша: Со мной приключилась большая беда.
Мороженое ел я помногу всегда-
И вот какая картина:
Ко мне привязалась ангина,
И кашель, и насморк меня одолели.
Если б вы знали, как они надоели.
Ведущий: Да, Миша, на тебя напали микробы. А вы, ребята, видели микроба? Нет?
Не будь он так вертляв и мал,
Я бы для вас его поймал.
И вы бы увидали сами
Микробью мордочку с усами,
Узор пятнистый вдоль хребта,
Шесть быстрых ног и три хвоста.
Таков, как уверяют строгие
Профессора по зоологии,
Микроб, невидимый злодей,
Враг честных и простых людей.
Ведущий: Схватили микробы Мишу и повели к своему королю - самому главному из микробов.
Коммуникативная игра « Близнецы»
Дети встают парами, обнимают друг друга за пояс и двигаются по залу, выполняя задания взрослого – идти вперед, назад, по кругу, присесть и т.д.
Ведущий: Вот так и попал Миша в королевство микробов ( показывает
рисунок с изображением короля микробов). Увидел Миша короля микробов. А тот хвастается: « Мы, микробы, - существа могущественные. Стоит нам пробраться в тело человека, сразу начинаем разбойничать и размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Его трясет, начинаются кашель, жар и чихание.
Миша: Мне не нравится болеть,
Если так случится –
Буду горло себе греть,
В ноги класть горчицу.
Врач придет ко мне домой,
Выпишет лекарства…..
Не хочу болеть зимой –
Кашлять и сморкаться.
Ведущий: И стал Миша от микробов отбиваться.
Игра « Брыкание»
(для снятия мышечного напряжения и эмоциональной разрядки)
Дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на пол, другой стоит напротив. Стоящий наваливается руками на колени лежащего, лежащий сопротивляется и громко кричит: «Нет!». Игра продолжается 2-3 минуты. Затем играющие меняются ролями.
Ведущий: Тело Миши обьявило войну микробам. Скоро наступит победа. Со многими микробами помогает справиться обычное мыло.
Массаж лица « Умывалочка»
Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.
Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх ладонями,
то тыльной стороной.
Кран откроем ш-ш-ш… Делают вращательное движение
кистями (открывают кран).
Ручки моем ш-ш-ш… Растирают ладони друг о друга.
Щечки, шейку мы потрем Энергично поглаживают щеки и шею
движениями сверху – вниз.
И водичкой обольем Мягко поглаживают ладонями лицо
от лба к подбородку.
Ведущий: Мыло помогло избавиться от микробов, которые любят грязь. А как же лечить простуду?
Дети отвечают
Ведущий: Правильно, в период эпидемии нужно есть лук и чеснок. Скоро мы с вами будем выращивать лук и есть его зеленые перья с супом. Давайте послушаем стихотворение о луке и научимся делать массаж шеи.
Массаж шеи « Зеленый лук»
Зеленеет лук в воде, Левой рукой обхватывают шею с правой
Пузырьки – на бороде, стороны и потирают ее, проводя
ладонью к основанию горла.
Пузыречки, пузырьки - Повторяют правой рукой.
Шалуны , озорники!
Каждый этот пузыречек Указательным и большим пальцем
Очень бороду щекочет . руки оттягивают кожу на шее и
Если так щекотать, отпускают ее (16 раз).
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой, Большим пальцем левой руки
Навостряет стрелки: обхватывают шею слева, а
Скоро буду молодой остальными пальцами – справа,
Лежать на тарелке. Массируют шею вверх и вниз.
Ведущий: Мы не случайно вспомнили о луке. В народе говорят: «Лук от семи недуг». Оказывается, лук очень хорошо убивает микробы. Вот почему врачи в период эпидемии гриппа включать в питание лук и чеснок. Вот только что происходит, когда чистят лук?
Дети отвечают
Ведущий: Конечно, все начинают плакать. Поэтому сейчас поможем глазам расслабиться.
Массаж глаз « Раздеваем лук»
Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы рук друг о
Сняли рыжую рубашку, друга, чтобы их разогреть.
Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза и мягко
А стянув еще рубашку, проводят пальцами от внутреннего
Все заплакали вокруг. края глаз к внешнему.
Вот как мы вчера на кухне Совершают круговые движения
Раздевали сладкий лук. Зрачками глаз сначала в одну сторону,
потом в другую.
Ведущий: А больное горло мы можем полечить специальными упражнениями.
Комплекс оздоровительных упражнений для горла
1. «Лошадка» Вспомните , как звучит мостовой цоканье копыт лошадки.
Цокаем языком то громче, то тише, то быстрее, то медленнее (20 сек.)
2.«Ворона» Села ворона на забор и стала громко каркать. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. (Дети произносят протяжно звук ка-а-р 5-6 раз).
3.«Змеиный язычок» Стараться языком достать до подбородка (6 раз).
4.«Зевота» Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о (5-6 раз).
5.«Веселые плакальщики» Имитация плача (всхлипывания громкие).
6.«Смешинка» Попала смешинка в рот. Губы раздвинуть и произнести хохотальные звуки ( ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы).
Ведущий: А еще чтоб не болеть и не простужаться, зарядкой надо по утрам всем людям заниматься.
Физминутка «Я позвоночник свой берегу»
Я позвоночник берегу, Наклоняют корпус вправо-влево, ладони
И сам себе я помогу ладони скользят вдоль тела.
Все выполню я по порядку: Ставят руки на пояс, поднимают и
Опускают плечи.
Сначала сделаю зарядку,
Нагнусь, Наклоняются вперед.
Прогнусь, Слегка прогибаются назад.
И выпрямлюсь, Встают прямо.
И вправо, влево наклонюсь Наклоняют корпус вправо и влево.
С друзьями поиграю в мяч, Бегут на месте.
Он весело помчится вскачь. Прыгают на обеих ногах.
И за столом я посижу. Делают полуприсед, сложив руки
полочкой перед грудью.
И телевизор погляжу. Встают прямо, руки в стороны.
Но буду помнить я всегда: Кладут правую руку за правое плечо,
левую руку заводят за спину и
стараются сцепить пальцы рук за
спиной.
Должна прямою быть спина! Меняют положение рук.
Ведущий: Самый лучший для здоровья отдых – активный. Это значит, что, отдыхая, не надо лежать на диване и смотреть телевизор, лучше взять в руки скакалку или мяч и поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Мяч»
Десять, девять, Хлопают в ладоши.
Восемь, семь, Шлепают по коленям.
Шесть, пять, Хлопают.
Четыре, три, Шлепают.
Два, один, Хлопают.
Мы с мячом Закрывают глаза то внутренней,
Играть хотим. то внешней стороной ладони.
Только надо Делают хлопок на каждое слово.
Нам узнать:
Мяч кто будет Топают на каждое слово.
Догонять. Приседают.
Игра «Догони мяч»
Играющие встают в круг, располагаясь друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящего выбирают с помощью считалки.
Водящий делает шаг назад . Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети говорят: «Раз, два,три – беги!»
Ребята передают мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч.
Ведущий: Поможем Мише победить всех микробов. Они спасаются бегством от тех, кто закаляется, умывается и спортом занимается.
Чтобы крепким, сильным быть,
Надо с гимнастикой дружить.
Комплекс ритмической гимнастики под песню «Вместе весело шагать»
Вступление. Идут на месте.
Припев. Маршируют на месте друг за другом.
1-куплет. 1-й такт- руки в стороны; 2-й такт – руки вверх; 3-й такт – руки перед собой; 4-й такт – опустить руки вниз.
Повторить 4 раза
2-куплет. И.п.- руки на поясе, ноги слегка расставлены. 1-такт- поворот туловища направо, разводя руки в стороны; 2- такт – вернуться в исх.п.;
3-4 такты – те же движения влево. Повторить 4 раза.
Припев. Боковой галоп по кругу.
3-куплет. И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1-й такт – наклон вперед, руки вытянуть вперед; 2-такт вернуться в исх.п.; 3-й такт – наклон вниз, коснуться ладонями пола; 4-й такт – вернуться в исх.п. Повторить 4 раза.
Припев. Маршировать по кругу.
Проигрыш. 1-8 –й такты – прыжки ноги в стороны – вместе. 9-16 – такты – кружение поскоках вокруг себя.
Припев. Идут на месте с хлопками над головой.
Ведущий: После простуды иногда начинают болеть уши. И здесь нам на помощь придет опять массаж.
Массаж ушей
Чтобы уши не болели, Пальцами мягко разминают ушную
Разомнем мы их скорее раковину.
Вот сгибаем, отпускаем Пальцами сгибают ухо и отпускают его.
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем, Большим и указательным пальцем
растирают козелок.
По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по
краю ушной раковины.
И ладошкой прижимаем, Ладонями энергично растирают уши.
Сильно-сильно растираем.
Ведущий: (показывает изображение здорового мальчика). Наш Миша обратил в бегство всех микробов и теперь совсем здоров. А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили, как надо бороться с микробами.
Если то, что я вам скажу, правильно, вы отвечайте: «Правда!» А если я скажу что-то неверно, отвечайте: «Неправда!»
Игра «Это правда или нет?»
Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться,
Надо, дети, закаляться?
Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать?
Если хочешь сильным быть,
Со спортом надобно дружить?
Чтоб зимою не болеть,
На улице надо петь?
И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины?
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет?
Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать!
Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым?
Миша: А теперь пора прощаться.
Всем желаю закаляться,
Не болеть и не хворать,
Физкультурниками стать.