Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Копейского городского округа
456653, Челябинская область, Копейск, Голубцова, 11
+7(35139)7-90-25ds31@kopeysk-uo.ru
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе
Тема «Моя семья»
Выполнила: Нуртазинова Алия
Саркбаевна
Цель: формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
1. Образовательные.
- Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.
-Способствовать совершенствованию речи: умение участвовать в беседе;
2. Развивающие.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;
-Развивать умение слушать;
- Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.
3. Воспитательные.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Предварительная работа: Оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, газет, чтение и разучивание стихов о семье, рассматривание иллюстраций о семейных праздников, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья».
Материалы:
Макеты картонные всех членов семьи; атрибуты к игре «Домик, ромашка, маркер, смайлики».
Оборудование: мольберт
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что ещё согревает и улучшает наше настроение?
Ответы детей.
Воспитатель:
А давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Вместе:
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
2. Создание игровой ситуации.
(Под песенку «Мамонтёнка» входит Зайчонок.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Зайчонок.
Зайчонок:
Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья).
Ответы детей.
Воспитатель:
Зайчонок, а почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
Зайчонок:
Я грустный от того, что у меня нет семьи.
3. Беседа.
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, что такое семья?
Ответы детей.
Вывод: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья – самое дорогое, что есть у каждого человека.
Воспитатель:
А вы хотели бы узнать больше о семье?
Ответы детей.
(Воспитатель приглашает детей и Зайчонка присесть на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у нас есть домик, но он пустой. В нём никто не живёт. Давайте заселим в этот дом семью.
- Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)
- А дедушка у вас какой? (Трудолюбивый…)
- А как можно дедушку назвать ласково? (Дедуля)
- А какая она, бабушка? (Хозяйственная, заботливая…)
- Как можно назвать бабушку ласково? (Бабуля)
- Как дедушка и бабушка заботятся о вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
Слайд 2.
Жили – были в нашем доме дедушка и бабушка. Вот мы видим начало новой семьи.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
- О ком это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что можно сказать про такого папу?
- Что умеет делать ваш папа?
- Как можно папу назвать ласково?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хотите узнать о ком следующее стихотворение?
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
-О ком я вам прочитала?
Ответы детей.
Воспитатель:
Что умеет делать мама?
Как можно назвать маму ласково?
Ответы детей.
Воспитатель:
Кем для вас приходятся ваши мама и папа?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте заселим маму и папу в наш дом.
Слайд 2.
- Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно, детей. Какая же семья без ребятишек.
Воспитатель:
Кем вы приходитесь для своих родителей?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно ласково назвать дочку?
Ответы детей.
Воспитатель:
А сына?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно ласково назвать брата, сестру?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вот теперь в нашем доме появились дети.
Воспитатель:
У нас появилась целая семья – большая и дружная. А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?
Физкульт минутка: «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим, дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
4. Пальчиковая гимнастика:
(Воспитатель разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(Дети подражают воспитателю)
Воспитатель:
Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это какая семья? Определите, какая у вас семья – маленькая или большая? (сопровождаю показом иллюстраций) А еще каждая семья живет где?
Ответы детей.
Вывод: воспитатель подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка и сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие, что у каждой семьи есть дом или квартира.
Воспитатель:
Расскажите, пожалуйста, а как ваши родные проводят вместе с вами свободное время?
Ответы детей.
Слайд 3.
Воспитатель:
А у вас в семьях помогают друг другу? Как?
Ответы детей.
Вывод: воспитатель подводит к пониманию того, что в семье все друг друга любят, что родные люди проводят вместе свободное время, что все члены семьи помогают друг другу.
Воспитатель:
Устали? А теперь давайте поиграем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске ромашка с тремя лепестками). Что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это ромашка, но у нее не хватает лепестков. Давайте мы с вами соберем ее, назвав те качества, которые характеризуют семью.
Дети называют слова: крепкая, дружная, любящая и собирают ромашку.
Воспитатель рассказывает детям что ромашка – это символ семьи.
8. Итог.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вернуться к домику. Ребята, давайте споём для новой семьи нашу песенку:
Самый лучший в мире дом –
Дом, в котором мы живём.
Мама, папа, дед, бабуся,
Мы и наша кошка Муся.
(Воспитатель хвалит детей)
Зайчонок:
Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что такое семья и в следующий раз приду к вам в гости со своими родными. До свидания!
(Зайчонок уходит)
Воспитатель:
- Дети, скажите, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, у меня есть смайлики: грустные и весёлые. Мне очень понравилось, как вы занимались, и я беру смайлик, который улыбается. И вы возьмите по одному смайлику. Если образовательная деятельность не понравилось – возьмите грустный смайлик, если понравилось – возьмите весёлый.
Занятие наше окончено. Давайте попрощаемся с гостями.