Перспективное планирование по ознакомлению с математическими представлениями в средней группе.
№ п/п | Тема занятия | Программные задачи | Активизация словаря | Материал | Предварительная работа | Индивидуальная работа | |
Зима (декабрь, январь, февраль) | 13 | Счёт до четырёх. Познакомить с порядковым значением числа 4. | Упражнять в счёте в пределах четырёх, учить соотносить числительное с существительным. Научить детей различать множества в 3 и 4, 4 и 3 предмета; определять на основе сравнения « Какое число больше?», « Какое число меньше?» | закрепить счёт в пределах четырёх; отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?» называть направление:«вверху, внизу» | Снегири, ёлочки; Карточки с 2 полосками, мелкий раздаточный материал | Игровая ситуация «Прилетели снегири» Игра «Чего не стало?» - счёт, Игра «На котором месте?» | Игра «Столько – сколько» - счёт до 4. Дидактическая игра «Продолжи счёт» «Найди меня» - закрепление понятия вверху, внизу. |
14 | Ориентировка в пространстве: слева, справа, посередине. | Формировать пространственные и временные представления. Знание геометрических фигур. Развивать внимание, память, мышление. | называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине»; геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник. | Карточка с 3 полосками, мелкий раздаточный материал. Игрушки, подготовленная игровая ситуация «В гостях у Снеговика», снежинки. | Игра «Встань слева от Кати. Кто справа от Кати?» и т.д. Дидактическое упр. «Ёлочки в лесу»; Дидактическая игра «Украшения для ёлочки» | Дидактическая игра «По следам зайчат»; «Назови меня» - закрепление геометрических фигур. «Найди меня» - ориентировка в пространстве – слева, справа, посередине. | |
15 | Квадрат. Свойства квадрата. Число четыре | Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать речь, воспитывать интерес к математике. | закрепить счёт в пределах 4; Учить правильно, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту» | Набор игрушек; карточки с двумя полосками, мелкий раздаточный материал. | Дидактическая игра «Моя квартира»; И/У «Всё по четыре», «Что бывает по 4?» | Игра «Посчитай, чего больше?» И/У «Как сделать, чтобы было поровну?» | |
16 | Куб. Знакомство с кубом и его свойствами. Счёт в пределах 4. | Учить детей различать и называть куб. Закреплять представления о геометрических фигурах – квадрате, прямоугольнике. Упражнять в счёте в пределах четырёх. Развивать умение сравнивать. | геометрические фигуры; прямоугольник, квадрат – четыре стороны и четыре угла; куб | Куб, квадрат, прямоугольник. Карточки с двумя полосками, мелкий раздаточный материал; счётные палочки | Игровая ситуация «Подарки Деда Мороза!» Игра «Узнай меня по описанию» - закрепление геометрических фигур Игры счёт до 4, «Угадай предмет» | «Прокати в ворота» - закрепление геометрических фигур; «Узнай по словесному описанию» Выкладывание геометрических фигур из счётных палочек. | |
17 | Число пять. Части суток: «Утро, день, вечер, ночь». | Познакомить с образованием числа 5. Учить детей считать до трёх, понимать значение итогового числа. Развивать умение раскладывать предметы правой рукой слева направо. | Упражнять в ориентировке во времени, закреплять название частей суток: «Утро, день, вечер, ночь»; отражать в речи временные представления: «что сначала, что потом?» | Снеговики, снежинки, карточки с двумя полосками, мелкий раздаточный материал. | Игра «Какое время года?»; Игра «Что сначала, что потом?» «Части суток» | Учить детей считать до пяти, раскладывать предметы правой рукой слева направо. И/У «Посчитай снеговиков» - счёт до 5. | |
18 | Счёт до пяти. Познакомить с порядковым значением числа 5. | Учить запоминать число предметов, считать до 5. Развивать умение определять направление расположения предметов от самого себя. Согласовывать числительные с существительными. Воспитывать выдержку, умение слушать. | закрепить счёт в пределах 5; Учить правильно, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту»; | 5 шапочек, 5 кофточек, 5 шарфов – предметы одежды. Раздаточный материал в количестве от 3 до 5. | Рассматривание одежды у детей. И/У «Сосчитай пальцы на левой руке, правой руке». Игры «Принеси и посчитай» - все игрушки круглой формы. | Продолжать учить детей считать в пределах 5. Игра «Кого не стало?», И/У «Сколько белочек в лесу?» | |
19 | Счёт до пяти. «Далеко – близко» Временные представления | Развивать представление о расстоянии: «далеко – близко» Научить детей различать множества в 5 и 4, 4 и 5 предмета; определять на основе сравнения « Какое число больше?», « Какое число меньше?» | расстояние, «далеко», «близко»; « Какое число больше? « Какое число меньше? Учить правильно, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту» | Набор игрушек – птички в количестве от 1 до 5, карточки с 2 полосками, мелкий раздаточный материал | Игра «Птичий двор» Игра «Сколько?», Д/У «Птичка села на …» И/У «Одинаковое количество?», «Больше – меньше» | Учить уравнивать неравные группы предметов, добавляя недостающий или убирая лишний предмет. И/У «Сколько птичек прилетело?» | |
20 | Счёт в пределах пяти. Ориентировка в пространстве: «впереди, сзади» | Учить считать до 5. Определять направление (впереди, сзади); Развивать образное воображение, логику мышления, память; Сравнение предметов по длине. | Определять направление:(впереди, сзади) Обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; | Кукольный театр «Репка», игрушки - заяц, медведь. Карточки с 2 полосками; полоски разные по длине. | Игра «Кто за кем?» построение по росту. Игра – сравнение «больше – меньше»; Игра «Гаражи и машины». Рисование длинных и коротких дорожек. | Игры на закрепление счёта до 5; И/У «Длиннее – корче» И/У «Найди короткую дорожку к домику поросёнка», И/У «Найди длинную дорожку к домику к волку» | |
21 | Пара. Счёт до пяти. Сравнение предметов по длине и ширине. | Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину. Находить предметы с заданными свойствами и группировать в пары. Счёт до пяти. Развивать умение работать. | «Утро, день, вечер, ночь»; «отражать в речи направление: «слева, справа»; «широкий – узкий», «длинный короткий» - шарфик. - длина, ширина, равные по длине, ширине, длиннее, короче. | Набор картинок одежды: носки, варежки, шарфы, шапки. | Рассматривание одежды у детей. И/У «Оденем куклу на прогулку» Сравнение предметов по длине и ширине. И/У «Волшебная ниточка» | Закреплять счёт до 5; Игры «Найди такую же» Игра – нарисуй 5 мячей, 2 дорожки широкую и узкую. | |
22 | Счёт до пяти на ощупь. | Считать предметы в пределах пяти. Закреплять порядковый счёт до 5. Учить детей считать предметы на ощупь. Развивать мыслительные операции. | «учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами»: «Который по счёту?», «На котором месте?»; Первый, второй, третий, четвёртый, пятый. | 5 ленточек одинаковой длины, разной ширины; карточки с пуговицами | Игра «Что в мешочке?» Счёт до 5. Посчитай пуговицы у детей на ощупь. | закрепить счёт в пределах 5; Игра «Посчитай, чего больше?» И/У «Как сделать, чтобы было поровну?» И/У «Сосчитай самолётики, танки» | |
23 | Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник. | Учить детей давать определение геометрическим фигурам. Учить детей различать прямоугольник, квадрат, треугольник. Развивать речь. | закрепить название геометрических фигур: четырёхугольник, «четыре стороны и четыре угла» | Геометрические фигуры больших размеров, раздаточный материал, игрушки в количестве от 1 до 5. | Игра «Что бывает по 4?»; Сколько на верху, сколько внизу? Игра «Узнай по описанию» - фигуры. Рисование длинных, коротких линий. | И/У «Чем отличается квадрат от прямоугольника?» Учить детей различать и называть геометрические фигуры. Дид. упр. «Остров геометрических фигур» |