Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер класс «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Цель поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в процессе проведения занятий в школе Задачи раскрыть значение здоровьесберегающих технологий, как основного фактора сохранения здоровья обучающихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Власова Любовь Фёдоровна

Учитель начальных классов

МОУ «Ухотская средняя школа»

Каргопольского района Архангельской области

Знать, как действовать – половина дела,

другая половина – знать, когда свершать действие.

Иван Ефремов

Мастер-класс

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Цель: поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в процессе проведения занятий в школе

Задачи:

раскрыть значение здоровьесберегающих технологий, как основного фактора сохранения здоровья обучающихся

Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах КО (кооперативное обучение), практикум.

Вступление

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Мой мастер класс будет посвящён здоровьесберегающим технологиям и применению их во время проведения занятий в школе. Для того чтобы наша работа прошла успешно и плодотворно, я предлагаю вам поделиться на группы.

«Собери картинку »

Каждый из участников должен взять из общей кучки, кусочек из картинки и найти свою половину. (Разрезать картинку на нужное количество, так чтобы в каждой группе было нужное количество участников)

Основная часть. Обоснование проблемы

Мозговой штурм.Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом «здравствуйте"

Ответы педагогов.

В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ш.А. Амонашвили отмечал, что «Психология детей, родителей и учителей отчасти зависит от солнечного и пасмурного дня, и от времени года, и от первой и второй половины учебного года, она зависит даже от того, который сейчас час дня».

Я считаю, что особая ответственность учителя перед будущим ясна: XXI век уже родился, он сидит за партой, чтобы учителя вселили в него мудрость прошлых веков, заботу века нашего, идеалы будущего и тем самым вдохновили его к самоутверждению конкурентоспособной, здоровой личности. Мы не просто учителя, а доверенное и уполномоченное лицо детей и государства. Защита детей, сохранение их здоровья, здоровья семьи, формирование их неповторимых судеб – эта совместная высочайшая забота учителей и родителей учеников. Это профессиональный долг учителей, а самое главное – наше призвание.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, пожалуйста, назовите мне основные вопросы, которые должен изучить и знать учитель, по здоровьесберегающим направлениям

Ответы педагогов

1.Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии

2. Физ. мин. на уроках

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

4. Роль семьи в формировании у младших. школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья детей

Огромное спасибо за ваши ответы.

А сейчас, я предлагаю вам работу в группах кооперативного обучения (КО)

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

1 группа.(Формула жизни:Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)

Вы помните переместительный закон сложения? Я предлагаю вам опровергнуть его. Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.

2 группа.Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас синее небо, ярко светит солнце,. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Презентация работ групп

1 группа. Вывод:Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

2 группа. Вывод: «Здоровье»

- Вы заметили, что вы в группах работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные

- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?«Здоровье»

Работа с таблицей факторов

Попробуйте предположить на сколько процентов от какого фактора зависит наше здоровье (работа с таблицей факторов: экологические, биологические, состояние медицины, образ жизни)

Давайте сравним с данными Всемирной организации здравоохранения. Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни. 

Мозговой штурм. Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

(Использовать здоровье сберегающие технологии).Что такое здоровье сберегающие технологии?

(Здоровье сберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья. Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей. В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.)

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам продолжить работу в группах. При помощи составления кластера, ответить на вопрос: «Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?»

Составление кластера. Презентация работ.

(Технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, интерактивные методы обучения)

Вопрос.Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, чтоположительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

-двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

Практикум

Сейчас мы с вами на практике постараемся разобраться с работой по данным направлениям.

1. Двигательная активность

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса рекомендую проводить физ. минутки (через 15-20 минут урока), учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением.

В рамках урока это могут бытьэлементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая).

Одну из них я предлагаю вам.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка, Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. ( просмотр физминуток)

2. Психологическое здоровье школьника

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души». Фиксирую психологический климат на уроке, если надо организую эмоциональную разрядку

Выполнение.

Оздоровительная минутка «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Разновидностью психотерапии и аутотренинга является психофизическая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.Я предлагаю вам выполнить одну из них.

«Ныряние» Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

3.Творческий характер процесса обучения

Уважаемые коллеги, каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим важно применять игровую методику,занимательные уроки или вводить занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволит избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.(показ слайдов)

Предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Хорошо», в которую с удовольствием играют ребята моего класса
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 


4.Использование оздоровительной силы природы.

(Можно использовать видеоролики о природе)

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5..Использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты даетработа в парах, в группах,как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые заданиятакже способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы используюразноуровневые разъяснительные инструкции. (показ слайдов)

Я думаю, что учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его творчества, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Уважаемые коллеги, вот и подошёл к концу мой мастер класс и для подведения итогов нашей работу я предлагаю вам провести рефлексию.

Рефлексия

«Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

Свой мастер-класс я хочу закончитьлегендой.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области