Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сравнительный анализ профессиональной деятельности методиста дополнительного образования и методиста образовательного учреждения среднего профессионального образования.

В данной статье рассматривается и анализируется деятельность методической работы в системе среднего профессионального образования и дополнительного образования. На основе анализа разных форм методической организации в вышеперечисленных структурах образования определены ключевые различия и выделены отличия в работе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Автор: Буровцева Елена Александровна – методист

Место работы: ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта», г. Шлиссельбург

Название статьи: Сравнительный анализ профессиональной деятельности методиста дополнительного образования и методиста образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Аннотация: в данной статье рассматривается и анализируется деятельность методической работы в системе среднего профессионального образования и дополнительного образования. На основе анализа разных форм методической организации в вышеперечисленных структурах образования определены ключевые различия и выделены отличия в работе.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, дополнительное образование, методическая работа, методист,

Сегодня сложно представить любое учебное заведение без квалифицированного методиста. Методист организует и координирует работу коллектива, помогает преподавателям в аттестации, подготовке портфолио, выступает наставником, помогает обобщать и выражать педагогический опыт в статьях. В компетенции методиста входит организация участия педагогов в конференциях разного уровня, вебинарах, питч-сессиях, стримах, конкурсах профессионального мастерства и т.д.

Методист (от греч. methodos – следование чему-нибудь.) — педагог, изучающий и разрабатывающий методы преподавания, ответственный за их качественную реализацию в педагогическом коллективе.

В сегодняшнем современном ритме существования возникает «ускорение мира», которое неразрывно связано с глобализацией. Новые технологии, знания, обширный объем информации требуют от человека постоянно быть в курсе всего, что происходит вокруг. Людям необходимо быстро делать все: есть, учиться, мыслить, чувствовать, выражать свои мысли, исполнять художественные произведения и т.д. Это отражается абсолютно во всех сферах деятельности и для каждого специалиста имеет свои плюсы и минусы.

С точки зрения методического работника такой ритм работы выражается как мгновенная апробация полученных знаний на практике. Чем в большем количестве проектов методист принимает участие, тем становится богаче не только его профессиональный багаж, но и опыт преломления методик под педагогический коллектив. Поэтому сегодня, методист мгновенно должен реагировать на обновление стандартов, положений, методических рекомендаций по тем или иным учебным программам и дисциплинам.

Методист образовательного учреждения сегодня – это эрудированный, коммуникабельный, креативный, любознательный человек, который обладает активизацией мышления, целостным видением и синергией личностных качеств, при этом, чтобы быть результативным в своей работе, методист должен иметь устойчивую эмоциональную сферу.

Методическая работа — это способность сочетать творчество и рутину. От методиста требуется разбираться в стандартах, которые обновляются регулярно и очень часто обращать внимание именно на мелочи. Видеть их и понимать суть изменений, что означает использовать на практике официально-деловой язык регламентирующих документов.

Для примера, проведем аналогию деятельности методиста с «Замко́вым камнем»: когда камень является клинчатым в кладке вершины свода или арки, поскольку укладывается он последним и «запирая» кладку, уравновешивает перекрытие, отчего вся конструкция приобретает прочность.» (Википедия).  Это означает, что правильная организация системы работы методиста обеспечивает бесперебойную работу всей системы образовательного учреждения.

Резюмируя вышесказанное, методист — это связующее звено между системой образования, стандартами, преподавателями и творческим процессом обучения.

Зададимся вопросом, в чем заключаются основные отличительные особенности образовательных программ в основном общем и дополнительном образовании?

Для того, чтобы подойти к сравнительному анализу, методической работы в учебных заведениях разного уровня, обратимся к сравнению требований к освоению образовательных программ в основном общем и дополнительном образованиях.

Образовательные программы имеют статус федеральных государственных стандартов (ФГОС) для основного общего образования и федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и являются обязательными к освоению каждым гражданином РФ в возрасте до 18 лет. Тогда как дополнительные образовательные программы рассчитаны на свободный индивидуальный выбор обучающимися. Таким образом, дополнительное образование не носит обязательный характер, его получают на добровольной основе, следовательно, заняты в нем далеко не все.

Основное общее и среднее профессиональное образование характеризуется как доступное, обязательное, «массовое» образование, а дополнительное названо пространством персонального образования для самореализации личности. Исходя из данного критерия с позиции государства общее является приоритетным видом образования по отношению к дополнительному.

Охарактеризуем содержательную сторону двух видов образования.

Содержание основного общего образования определяют образовательные программы на основе ФГОС.

В дополнительном образовании содержание отражено в дополнительных общеобразовательных программах (тематических, модифицированных, авторских), которые не основываются на государственных образовательных стандартах. Исключением являются дополнительные предпрофессиональные программы, реализующиеся в специализированных образовательных учреждениях (спортивные, музыкальные, хореографические и художественные школы), эти программы основаны на Федеральных государственных требованиях (ФГТ) и имеют более углубленное изучение, в том числе и для особо одаренных детей.

Результатом освоения образовательных программ в основном общем образовании является переход на следующий уровень. Дополнительное образование не сопровождается обязательным повышением уровня образования. В дополнительных общеразвивающих программах, как правило, обозначен личностно-значимый результат. Существенная разница двух типов образования по этому критерию заключается в том, что система дополнительного образования является «горизонтальной формой, поскольку реализуется параллельно базовому образованию». Тогда как система общего образования является «вертикальной формой», ориентированной на последовательное повышение уровня образования.

Подводя итоги сравнению, можно сделать вывод, что система общего и среднего профессионального образования отличается большей целостностью, упорядоченностью и нормативностью, чем система дополнительного образования. Это обусловлено целями и задачами, поставленными государством перед общим образованием: становление личности обучающегося, готового к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Таким образом, если деятельность методиста сосредоточена на работе учебного отдела профессионального образования, такому специалисту необходимо прежде всего знать и использовать в работе требования федеральных государственных стандартов (ФГОС) а также федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), разбираться в навыках ведения документации по учебной работе и принципах разработки планов и образовательных программ с учетом специальных предметов, реализуемых в том или ином учреждении профессионального образования.

К примеру, если методист работает в сфере профессионального образования судостроения и судовождения, тогда ему понадобятся знания основ устройства судна, навигации, лоции. Ему необходимо хорошо ориентироваться в современных производственных технологиях, и особенностях судовождения на водных путях.

Узконаправленность такого специалиста будет заключаться в организации системы внутренней методической работы, способствующей повышению качества среднего профессионального образования, профессиональной квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, развитию педагогического творчества с учетом специальных дисциплин учреждения.

К добавлению основных знаний и умений методиста в среднем профессиональном образовании могут добавиться такие особенности, как: владение методами формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой); апдейт знаний в области современных педагогических технологий; навыки работы с трудовым законодательством; использование и изучение требований ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в образовательном учреждении среднего профессионального образования;

ФГОС методиста среднего специального образования предъявляет высокие требования к его знаниям и компетентности, уровню образования и профессионализма в работе. Согласно закону об образовании, цель общего образования заключается в становлении и формировании личности человека. Система общего образования отличается большей целостностью, упорядоченностью и нормативностью, а приоритетность общего образования для государства выражена в требовании обязательности получения образования каждым гражданином РФ. При этом государство выступает гарантом уровня и качества на основе единства требований к содержанию общего образования. Отсюда вытекают и требования к преподавательскому составу учебного профессионального заведения, и к методической системе, как к основному координирующему звену данной деятельности.

Методисты, которые хорошо разбираются в стандартах образовательных программ обучения, разновидностях дисциплин и тонкостях специальных предметов, несомненно приобретая багаж опыта и знаний становятся экспертами. Такой специалист чаще всего делает упор в своей практике на исследовательскую деятельность. На практике, реализация такого рода деятельности выражается, как аккумуляция опыта образовательного учреждения, сведение выводов об организации учебного процесса, выстраивание гипотез и предположений о дальнейшем развитии образовательной системы и как выражение – публикация научных статей, роль спикера на профессиональных конференциях и влияние на вектор развития системы образования. Для повышения авторитета и сферы влияния, такие методисты пишут книги, пособия, учебники.

Профессию методиста точно нельзя назвать скучной. Сочетая рамки с полетом фантазии, методисты привносят в образовательный процесс яркие и запоминающиеся ноты. Важно уметь соблюдать баланс между стандартами, способностями преподавателей и возможностями учеников. И наконец для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. 

Список литературы

Нормативные документы:

Литература:

1.Максимченко Т. В. Развитие ключевых компетенций методиста в системе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08. — М., 2018. — 25 с.

2. Остромухова П.В. Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN216.pdf дата обращения 27.11.2021.

3. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. — М.: ИРПО: ПрофОбрИздат, 2019. — С.17.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области