Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"В руках мышка - нужна ли книжка"

Цель определить, какое место в жизни современного человека занимает книга. Задачи изучить, проанализировать и обобщить имеющуюся информацию о проблеме чтения сравнить бумажную и электронную книгу, разобрать «плюсы» и «минусы» провести онлайн-опрос и обобщить результаты.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Исследовательский проект

Секция: социокультурная

Автор проекта: Дегтярева Анна,

ученица 6 класса

Руководитель: Шумкова Е. А.,

педагог-библиотекарь

ВЕРХОТУРЬЕ, 2021 г.

Оглавление

Введение

3

I. Теоретическая часть

4

1.1 Проблема чтения современной молодежи

4

1.2 История возникновения книг в бумажном переплете

5

1.3 История возникновения электронных книг

6

II. Практическая часть

8

2.1 «Плюсы» и «минусы» бумажной книги

8

2.2 «Плюсы» и «минусы» электронной книги

9

2.3 Анализ общественного мнения по вопросу чтения книг

10

Заключение

12

Список литературы

14

Приложения

15

Введение

Прочитав хорошую книгу,

человек чувствует себя более сильным,

мудрым, порядочным1.

В настоящее время любому человеку трудно представить свою жизнь без книг. Учебники и учебная литература, справочники и энциклопедии, сказки и научные издания, книги для досуга и классика сопровождают нас постоянно. Когда-то книги были главным источником информации, но времена меняются, и на замену печатным пришли электронные книги. И выглядят они совсем не так, как традиционные печатные издания.

С недавних пор компьютеры для большинства людей стали неотъемлемой частью жизни. Они дали возможность читать книги с экрана монитора, но тут же возникли споры о том, какой вариант работы с текстом удобнее. Этот вопрос уже несколько лет интересует исследователей, социологов и просто неравнодушных людей. У нас тоже возник вопрос: можно ли назвать электронную книгу и Интернет отличной заменой печатной? То есть актуальность данной темы мы видим в интересе к будущему формата книги, и решили провести свое исследование среди учащихся нашей школы, учителей, родителей и случайных людей.

Цель: определить, какое место в жизни современного человека занимает книга.

Задачи: - изучить, проанализировать и обобщить имеющуюся информацию о проблеме чтения;

- сравнить бумажную и электронную книгу, разобрать «плюсы» и «минусы»;

- провести онлайн-опрос и обобщить результаты.

Гипотеза: Мы предположили, что электронная и обычная книги – не соперники, а добрые друзья, готовые прийти на помощь друг другу для обеспечения комфортного полезного чтения взрослых и детей.

Начать свое исследование я решила с общего изучения проблемы детского чтения в России.

Не секрет, что некоторые мои одноклассники и другие современные дети как могут «сопротивляются» чтению. Уверенность в том, что мы живём в эпоху именно письменной культуры, разделяется сегодня далеко не всеми. Может даже показаться, что чтение перестает быть духовной ценностью. Сегодня в среднем в стране не читает около 44% взрослого населения2. Не обошла эта проблема и такие провинциальные городки, как Верхотурье. Побеседовав с библиотекарями детской и школьной библиотек, я узнала, что если поступление новых книг в библиотеки города еще на более высоком уровне, то школьная и сельские библиотеки испытывают в этом дефицит.

А также у большей части сегодняшних подростков не сформировалось устойчивой потребности в книге и чтении. Чтение занимает едва ли не последнее место в структуре досуга, уступая прогулкам, просмотру телепередач, компьютерным играм, посещениям дискотек, бродилкам по Инету. Ведь многих чтение интересует не только, как источник новых знаний, но и как развлечение.

Изменился не только объем, но и содержание чтения. Привыкнув к телепередачам, компьютерным играм, ю-тубу, тик-току и прочим сервисам, дети и при чтении жаждут картинок, коротких захватывающих текстов, предпочитая комиксы и преобладание иллюстративного материала над текстовым. Ведь даже новости и взрослым, и детям сейчас предпочтительнее узнавать из Интернета или телепередач, а не из газет. И в этом случае становится уже не так важно, какую книгу читать ребенку (обычную бумажную или электронную), лишь бы чтение, то есть познавательный интерес, стало потребностью.

Чтению большое внимание уделяет и наш Президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей»3.

1.2 История возникновения книг в бумажном переплете

Каких только книг нет на книжных полках! А ведь когда-то их чтение было доступно лишь богачам и считалось за счастье.

Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний.

Можно считать, что история появления книги началась с появлением письменности, когда произведения стали записывать на стенах, на коре деревьев, глиняных табличках и многом другом. К примеру, в Индии писали иглой на пальмовых листьях, подравняв края, их сшивали ниткой. Немало библиотек было из глиняных книг. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках. Древние греки придумали восковые книги. Это были несколько дощечек с квадратной выемкой, которая заливалась воском. Писали на таких «страничках» острым концом палочкой, а если была допущена ошибка, тупым концом, словно ластиком, стирали её. В углах дощечек прокалывались дырочки и их связывали шнурком.

История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде.

Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная ХI веке.

На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.

Старинные книги были инструментом не только религиозной пропаганды – это был еще важнейший источник духовно-нравственного воспитания, а вместе с тем – основной, достоверный, поистине бесценный, источник изучения отечественной культуры.

Но о печатных станках ещё не знали, поэтому каждую книгу переписывали от руки. Художники дополняли их картинками.

Книгопечатание, т.е. размножение текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги или другого материала к покрытой краской печатной форме, пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки.

Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета - Деяния Апостолов и их Послания). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при личном участии митрополита Макария. Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 г.

Так в истории русской книжности началась новая эпоха - эпоха книгопечатания, значение которого трудно переоценить.

1.3 История возникновения электронных книг

Электронные книги относят к разновидности планшетных компьютеров. Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. Некоторые современные устройства имеют расширенный набор функций и позволяют не только читать, но и редактировать текст.

Первая электронная книга (е-книга) была напечатана в 1971 году га большой ЭВМ студентом Иллинойского университета Майклом Хартом. Первым электронным текстом стала американская «Декларация независимости», которую Харт носил в рюкзаке. До 1989 года все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов.

С приходом компьютеров объем литературы в электронном виде рос и до сих пор продолжает расти. Вследствие этого возникла необходимость в специализированных устройствах, благодаря которым возможно было бы читать электронные книги. Настало время для разработки новых, более современных устройств, но крупные компании переориентировали сферу своих разработок на ПК и мобильные телефоны. В данный момент на рынке вновь заметен взлет – появились дисплеи с технологией «электронных чернил».

II. Практическая часть

2.1 «Плюсы» и «минусы» бумажной книги

«+» Книжки выглядят такими уютными и домашними, когда стоят на книжных стеллажах в библиотеках или на книжных полках дома.

Можно использовать милые закладочки, которые будут радовать нас каждый день.

Нужно ходить в библиотеки и книжные магазины – лишний повод размяться и пообщаться с единомышленниками.

Можно получать подписные экземпляры на свой вкус.

Интерфейс печатной книги очень удобен и благодаря навыкам, выработанным в детстве, кажется наиболее подходящим.

Не требуют дополнительного источника питания.

Книга - лучший подарок.

Информация хранится достаточно долго.

Можно читать при самом ярком свете

Некоторые книги можно не только читать, но и смотреть (и речь идет не о кинопостановках по мотивам литературных произведений). Аристобук - это «улучшенная книга». Для того, чтобы получить скрытый в книге контент, нам нужна книга с определенным знаком в каждой главе, а также приложение AristoBook на телефоне. Наведя видоискатель мобильного устройства на страницу с текстом рядом со знаком, откроются дополнительные мультимедийные материалы!

Есть адаптированные книги для плоховидящих людей (крупношрифтовые, книги с шрифтом Брайля)

Печатные книги проходят через редакторов, поэтому вероятность грамматических ошибок маловероятна. При этом издательства и авторы могут быть уверены в соблюдении авторских прав.

Книги, наконец, зрелищны: альбомы, книжки-малышки, брошюры, в твердом, в мягком переплете…можно долго перечислять форму и содержание бумажных книг

« » Необходимы большие площади для размещения и хранения.

Воздействие неблагоприятных факторов и обстоятельств (пожар, наводнение, солнечный свет…)

Для изготовления бумаги для книг необходима древесина, а значит вырубка деревьев.

В основном у художественной и естественно-научной литературы мелкий шрифт.

2.2 «Плюсы» и «минусы» электронной книги

«+» Очень легкие.

Могут вместить в себя несколько сотен обычных книг.

В них есть встроенный словарь.

Можно читать в темноте.

Можно выбирать нужную книгу в домашней одежде.

Небольшие размеры и скромный вес при огромном объеме информации.

Практически любую книгу можно найти в цифровом формате в Интернете

Некоторые книги существуют только в электронном виде

Можно купить, не выходя из дома

Намного дешевле или бесплатны

Интерактивны, могут содержать аудио или видео анимации

Можно копировать в свой реферат, а не перепечатывать

Аудиокниги позволяют услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов.

Возможность менять шрифт под свое зрение.

Свободное «путешествие» по тексту, возможность перехода по гиперссылкам.

Можно ставить электронные закладки, снабжая их подробными описаниями, делать пометки, выделять цветом, не портя при этом текст.

« » Технические недостатки: хрупкость электронных устройств, не советуют читать под лучами палящего солнца и в грозу, могут сломаться, нуждаются в подзарядке.

Психологические недостатки: бездушность электронной книги, невозможно охватить больше текста, быстро перелистать; дети, выросшие на электронных книгах, никогда не станут заядлыми читателями, они будут лишь потребителями информации, а не любителями читать.

Самые новые и интересные обычно платные.

Негативно влияют на зрение

Электронный вариант книги не может быть хорошим подарком.

2.3 Анализ общественного мнения по вопросу чтения книг

В своей исследовательской работе я попыталась обрисовать отношение к чтению молодежи, рассмотрев его на фоне сегодняшних информационных потоков (Интернета, традиционных бумажных книг и электронных изданий) – «вписать» их в этот фон.

Для этого мной были проведены онлайн-опросы и устные беседы с одноклассниками, друзьями, знакомыми, что и было вторым этапом работы. Проанализировав ответы, я получила следующую картину.

«С кой целью люди читают книги?» - вопрос первый. Вот некоторые самые интересные ответы: «люблю читать, потому что это приносит мне наслаждение, вызывает большой интерес», «в книгах я ищу ответы на те вопросы, которые стесняюсь задать взрослым», «чтобы понять, что хотел сказать автор, пережить его эмоции», «читаю фэнтэзи, потому что нереальная жизнь проще, красивее и интересней», «читаю только по школьной программе, чтобы хорошо сдать экзамены», «я читаю только разные статьи в компьютере».

Затем в сети я провела онлайн-опрос по отношению к чтению на электронном носителе и обычных книг. В нем участвовали 37 респондентов, большинство из которых 11-14 лет. Согласно опросу 83 % все-таки читают книжки, 70% из них – читают обычные бумажные книги. Остальные читают электронные, почти половина из читающих электронные, предпочитают аудиокниги. Телефон, планшет – средства чтения электронных вариантов книг. 59,5 % любят читать, 35,1 % - не очень любят. Остальные – категорически не читают. Это еще раз говорит о том, что проблема чтения в нашей стране все же существует, и для этого нужны различные меры: личный пример, реклама, что-то еще…поощряющее, неординарное, может быть радикальное.

Что касается предпочитаемого жанра, то самый популярный ответ – это не новость, а те же приключения и фантастика, как и чтение школьников во времена наших родителей. Классику предпочитают лишь взрослые, которые «пресытились» бульварной литературой и школьники, вынужденные читать ее по программе. Это еще раз говорит, по-моему, о влиянии времени, компьютеризации, а не о забытых великих именах в русской литературе.

Но, не смотря на то, что чтение в большинстве своем для ребят заменяют электронные книги, Википедия и другие веб-страницы, абсолютно каждый из мной опрошенных понимает, что именно чтение является важнейшим способом освоения информации. И что продвигать ценную, серьезную литературу, классику, нужно. Чтение книг может быть нужным, полезным, интересным, а исходя из молодежного максимализма, и даже модным.

Поговорив с учениками и проведя анкетирование, можно сделать вывод о том, что электронная книга является лишь дополнением к бумажной. Электронная книга удобна в одних ситуациях, бумажная – в других. Слух о том, что бумажные книги являются пережитком прошлого, не подтвердился.

У каждой из книг свои недостатки, поэтому выбор остается за Вами, только вы решаете, какую книгу читать. Во всяком случае, у электронной и бумажной книги одна функция – донести до читателя мысль и содержание без искажений, сохранить способность авторского слова будить воображения и вызывать сопереживания.

Заключение.

Данные моего исследования наглядно отображают истинное положение вещей – электронные и печатные книги не борются между собой за существование, а идут бок о бок друг с другом. Печатные книги дороги нам как память, как частичка нашей жизни, они индивидуальны и неповторимы, несут тепло и позволяют погрузиться в приятные часы чтения, уединившись от окружающего мира. Ведь энергетика бумажной книги очевидна – вес в руках, тактильное ощущение фактуры бумаги, шелест страниц, запах – все это делает ее привлекательно неповторимой.

А книги электронные практичны в использовании, позволяют быстро решать проблемы, хороши для работы и учебы. Электронные книги зачастую используются для нахождения определенных фактов, быстрого копирования фрагментов. Печатные же книги удобнее для прочтения всего материала.

Еще совсем недавно я бы отдала предпочтение бумажной книге, но проведя исследование, я поняла, что в каком бы формате не выпускалась книга, она нужна людям. Книга – основной источник информации и художественного слова. Наша гипотеза полностью доказана, книгам нет смысла соперничать друг с другом. Они должны друг друга дополнять, компенсировать, страховать.

Можно ли сегодня сказать с уверенностью о конце эры традиционных книг? Скорее нет. Ведь не перестали художники писать картины с появлением фотоаппаратов. Бумажная книга по праву занимает свою нишу в истории человечества. Она еще долго будет радовать нас своим присутствием и оставаясь верным помощником электронной. Наверное, именно так и возможно гармонично жить в современном информационном пространстве.

И современность нам дает возможность использовать преимущества и печатных, и электронных книг в полном объеме. На поставленную мною цель получен однозначный ответ: книги – это неотъемлемая часть нашей жизни, наши хорошие друзья. Наше предположение (гипотеза) доказано.

Практическая значимость моего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы для подготовки классных часов, использоваться учащимися для расширения кругозора на тему пользы чтения.

Вывод: Итак, обычная книга и электронное издание – это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям. И бумажная, и электронная книги выполняют одну и ту же функцию – донести до читателя текст автора без помех, без потерь, без искажений, сохранить способность авторского слова будить воображение и вызывать сопереживание.

Только книга, какая бы она ни была – электронная или бумажная, остается тем связующим звеном, которое объединяет всех людей, позволяя путешествовать во времени, изучать различные науки, постигать неведомые миры, не выходя из дома. Книга – это маленькое окошечко, через которое виден весь мир! Мир открытий, чувств, веселья, приключений.

Книга - машина времени! И у книг сигнал не пропадет! Так что, БУДЕМ ЧИТАТЬ!

Список литературы

http://www.bibliotekar.ru [Электронный источник]

http://tech.dobro-est.com [Электронный источник]

http://lifter.com.ua [Электронный источник]

http://amazon-kindle.by [Электронный источник]

http://compress.ru [Электронный источник]

http://www.genon.ru [Электронный источник]

1. Данилов О. От папирусов до мониторов / О. Данилов. - Домашний ПК, 2001. - №4.

2. Нуччи Д. Могут ли электронные книги заменить издания на бумаге? / Д. Нуччи.- ComputerWorld, - 2001. - №39.

3. Антопольский А.Б., Маркарова Т.С., Данилина Е.А. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек / А.Б.Антопольский, Т.С Маркарова, Е.А.Данилина. - Москва: ИНИЦ "Патент", 2008. - С. 207.

4. Управление правами в области цифровой информации: Практическое руководство: Пер. с англ.А.И. Земскова. - Москва: Издательство "Омега-Л", 2008.

Приложения

Приложение 1. Аристобук

Приложение 2. Онлайн-опрос


Струмилин С. Г. – советский экономист

Тимашова Л. Поэзия Николая Рубцова в восприятии современных читателей

Путин В.В. Съезд Российского книжного союза.- 28 сент.-2011

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области