Инновации в подходах к оценке успеваемости в системе СПО.
Пересмотр целей и приоритетов при определении результатов обучения в средних профессиональных учреждениях ведет к появлению абсолютно новых взглядов относительно оценки качества успеваемости самих студентов. Уровень подготовки тех самых универсальных образовательных навыков и умений уже не может быть оценен с помощью традиционной системы, в которой становится логичным переход к инновационным технологиям, механизмы которых нам позволяют оценивать непосредственно эффективность обучения на основе личных результатов.
Движущей силой современного подхода к обучению является его ориентация на практическую деятельность на основе теоретических программ, а так же на ориентацию не только на усвоение и закрепление знаний, но и на осознанное и своевременное умение применять их на практике. При этом новые формы оценивания «прислушиваются» не к информации, воспроизводимой студентом, а к созданному им самостоятельному продукту, в идеале имеющему прикладную ценность и практическое применение в жизни и в будущей профессии.
Новаторский подход к оценке требует радикального изменения традиционной картины оценивания по следующей системе:
Традиционная | Инновационная |
1. Осмотрительность - преемственность | |
Обучение рассматривается как дискретный процесс: он завершается и фиксируется непосредственно на этапе итоговой оценки. | Обучение признается как непрерывный процесс, и предлагается перейти от традиционного понимания оценки как меры конечного результата к оценке процесса эволюции к результату. Право студента на ошибку становится очевидным, и если она устранена, то это и считается прогрессом в учебе. |
2. Фрагментация - согласованность. | |
Традиционное оценивание, как уже заведено, направлено на определение самого уровня усвоения знаний и навыков по тому или иному предмету: то есть, связано с конкретной темой в рамках отдельного предмета. Большая часть этих знаний фрагментарна и узкоспециализирована. | Новый подход к оцениванию заключается в измерении некой сформированности междисциплинарных системных знаний и обобщенных навыков. Оценка уже становится многомерной и междисциплинарной, направленной на измерение не только «книжных» знаний, но и знаний о самой жизни. Инструменты данного подхода разработаны с учетом требований практической и прикладной направленностей навыков и знаний, а также необходимости их применения в реалиях жизни. |
3. Единство - множественность. | |
Сам набор инструментов в традиционной системе оценивания, в основном, очень ограничен: это либо самостоятельные или контрольные работы, либо работы, которые составляются по той же схеме - с обоснованием хода решения или с выбором ответа. Кроме того, практика нам показывает, что традиционное оценивание направлено на измерение определенного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и др.), в основном всё это индивидуально и, к сожалению, не учитываются академические достижения группы. | Новый подход предполагает множество процедур и методов оценки: вариативность инструментов и средств, измерение различных форм интеллекта и т. д. |
4. Количество - качество. | |
Количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности студентов, более того, в некоторых случаях искажает картину, так как больше коррелирует со степенью посещаемости и дисциплиной студента, чем с уровнем успеваемости и его творческими качествами. Такие важные характеристики, как коммуникативные навыки, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень усилий, прилагаемых к усвоению предмета, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и т. д. часто выпадают из поля зрения. | Учитывается качественная оценочная информация, полученная в ходе наблюдений, бесед, интервью со студентом и анализа его учебной и познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет существенно обогатить оценку, учесть «невидимые» моменты учебной и познавательной деятельности ученика, дать глобальное видение его способностей. Интеграция количественных и качественных компонентов предметной оценки смещает акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта учебного процесса на их многообещающий потенциал как субъекта процесса самообучения. |
5. Жёсткость – гибкость. | |
Традиционная система жестко определяется многими директивами (стандарты, фактор времени и т.д.). Конечно, в этом есть много положительных моментов: во-первых, они помогают унифицировать оценку и сделать ее более объективной. Во-вторых, жесткость оценки порождает ряд негативных явлений. Таким образом, у студентов формируется так называемы «зависимый» менталитет: оценивается то, чему надо учить; быстро (иногда в ущерб качеству) побеждает тот, кто все делает. Не учитывается, что творческий фактор всегда противоречит заданным рамкам в деятельности. | Новый подход заключается в оценке всего, что студент знает и может делать, и его широко поощряют выходить за рамки учебной программы и устанавливать стандарты. Фактор времени больше не является одним из главных критериев, особенно при выполнении творческих проектов. Он уступает место фактору эффективности обучения. Переход к гибкой системе оценивания переосмысливает организационные аспекты традиционного образования (расписания, состав учебных групп в классе и т. д.). |
6. Искусственность – естественность. | |
Процедура большинства традиционных форм оценивания носит искусственный характер и, кроме того, вызывает у обучаемых крайне напряженный характер. Как правило, он строго регламентирован местом, временем и проходит под строгим контролем педагога. В таких условиях большинство студентов (из-за чрезмерного возбуждения, нехватки времени, обстоятельств и т. п.) не могут даже продемонстрировать те самые знания и навыки, которыми они действительно обладают. | Объективная оценка должна проводиться в естественных для учащихся средних профессиональных учреждений условиях, снимающих стресс и напряжение. Таким образом, при новом подходе много места занимают нетрадиционные формы оценки - беседа, дебаты, интервью, диалог и т. п. |
7. Оценка – самооценка. | |
При традиционном оценивании все рычаги управления находятся в руках педагога и он указывает непосредственно на пробелы в знаниях студента. При выполнении самостоятельной и контрольных работ в большинстве случаев полностью исключается взаимодействие преподавателя и студента. | Новый подход поощряет взаимную признательность студентов, признает их право на чувство собственного достоинства, усиливает элемент самоконтроля и повышает ответственность за учебный процесс и результаты. Педагог, в свою очередь, выступает в роли консультанта и помощника, его взаимодействие со студентами не прерывается в процессе оценивания, а становится естественным продолжением сотрудничества в овладении новыми знаниями. Студент самостоятельно и сознательно выявляет свои недостатки и стремится их устранить, не забывая обращаться к педагогу за советом и помощью по мере необходимости |
Рассмотренные отличия формируют структуру инновационной системы оценивания, задают общую основу для ее функционирования и в то же время служат критериями успешности и полезности каждой конкретной системы образования.
Литература
1. Давыдов Д. А. Технологии оценки успеваемости студентов (учебная успеваемость). Образовательные технологии: сборник статей. М.: Бином, 2018.
2. Кудрявцев В.А. Инновационные подходы к оценке образовательных результатов учебной дисциплины. Вестник Мининского университета. №4. 2016. 1-13 с.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М.: Просвещение, 2018. 213 с.
4. Никитин А.Н. Контроль и оценка образовательной деятельности студентов в инновационном процессе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. №12. 2017. 16-22 с.