Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инновации в подходах к оценке успеваемости в системе СПО.

Новаторский подход к оценке с помощью радикального изменения традиционной картины оценивания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Инновации в подходах к оценке успеваемости в системе СПО.

Пересмотр целей и приоритетов при определении результатов обучения в средних профессиональных учреждениях ведет к появлению абсолютно новых взглядов относительно оценки качества успеваемости самих студентов. Уровень подготовки тех самых универсальных образовательных навыков и умений уже не может быть оценен с помощью традиционной системы, в которой становится логичным переход к инновационным технологиям, механизмы которых нам позволяют оценивать непосредственно эффективность обучения на основе личных результатов.

Движущей силой современного подхода к обучению является его ориентация на практическую деятельность на основе теоретических программ, а так же на ориентацию не только на усвоение и закрепление знаний, но и на осознанное и своевременное умение применять их на практике. При этом новые формы оценивания «прислушиваются» не к информации, воспроизводимой студентом, а к созданному им самостоятельному продукту, в идеале имеющему прикладную ценность и практическое применение в жизни и в будущей профессии.

Новаторский подход к оценке требует радикального изменения традиционной картины оценивания по следующей системе:

Традиционная

Инновационная

1. Осмотрительность - преемственность

Обучение рассматривается как дискретный процесс: он завершается и фиксируется непосредственно на этапе итоговой оценки.

Обучение признается как непрерывный процесс, и предлагается перейти от традиционного понимания оценки как меры конечного результата к оценке процесса эволюции к результату. Право студента на ошибку становится очевидным, и если она устранена, то это и считается прогрессом в учебе.

2. Фрагментация - согласованность.

Традиционное оценивание, как уже заведено, направлено на определение самого уровня усвоения знаний и навыков по тому или иному предмету: то есть, связано с конкретной темой в рамках отдельного предмета. Большая часть этих знаний фрагментарна и узкоспециализирована.

Новый подход к оцениванию заключается в измерении некой сформированности междисциплинарных системных знаний и обобщенных навыков. Оценка уже становится многомерной и междисциплинарной, направленной на измерение не только «книжных» знаний, но и знаний о самой жизни.

Инструменты данного подхода разработаны с учетом требований практической и прикладной направленностей навыков и знаний, а также необходимости их применения в реалиях жизни.

3. Единство - множественность.

Сам набор инструментов в традиционной системе оценивания, в основном, очень ограничен: это либо самостоятельные или контрольные работы, либо работы, которые составляются по той же схеме - с обоснованием хода решения или с выбором ответа. Кроме того, практика нам показывает, что традиционное оценивание направлено на измерение определенного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и др.), в основном всё это индивидуально и, к сожалению, не учитываются академические достижения группы.

Новый подход предполагает множество процедур и методов оценки: вариативность инструментов и средств, измерение различных форм интеллекта и т. д.

4. Количество - качество.

Количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности студентов, более того, в некоторых случаях искажает картину, так как больше коррелирует со степенью посещаемости и дисциплиной студента, чем с уровнем успеваемости и его творческими качествами. Такие важные характеристики, как коммуникативные навыки, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень усилий, прилагаемых к усвоению предмета, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и т. д. часто выпадают из поля зрения.

Учитывается качественная оценочная информация, полученная в ходе наблюдений, бесед, интервью со студентом и анализа его учебной и познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет существенно обогатить оценку, учесть «невидимые» моменты учебной и познавательной деятельности ученика, дать глобальное видение его способностей.

Интеграция количественных и качественных компонентов предметной оценки смещает акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта учебного процесса на их многообещающий потенциал как субъекта процесса самообучения.

5. Жёсткость – гибкость.

Традиционная система жестко определяется многими директивами (стандарты, фактор времени и т.д.). Конечно, в этом есть много положительных моментов: во-первых, они помогают унифицировать оценку и сделать ее более объективной. Во-вторых, жесткость оценки порождает ряд негативных явлений. Таким образом, у студентов формируется так называемы «зависимый» менталитет: оценивается то, чему надо учить; быстро (иногда в ущерб качеству) побеждает тот, кто все делает. Не учитывается, что творческий фактор всегда противоречит заданным рамкам в деятельности.

Новый подход заключается в оценке всего, что студент знает и может делать, и его широко поощряют выходить за рамки учебной программы и устанавливать стандарты. Фактор времени больше не является одним из главных критериев, особенно при выполнении творческих проектов. Он уступает место фактору эффективности обучения. Переход к гибкой системе оценивания переосмысливает организационные аспекты традиционного образования (расписания, состав учебных групп в классе и т. д.).

6. Искусственность – естественность.

Процедура большинства традиционных форм оценивания носит искусственный характер и, кроме того, вызывает у обучаемых крайне напряженный характер. Как правило, он строго регламентирован местом, временем и проходит под строгим контролем педагога. В таких условиях большинство студентов (из-за чрезмерного возбуждения, нехватки времени, обстоятельств и т. п.) не могут даже продемонстрировать те самые знания и навыки, которыми они действительно обладают.

Объективная оценка должна проводиться в естественных для учащихся средних профессиональных учреждений условиях, снимающих стресс и напряжение. Таким образом, при новом подходе много места занимают нетрадиционные формы оценки - беседа, дебаты, интервью, диалог и т. п.

7. Оценка – самооценка.

При традиционном оценивании все рычаги управления находятся в руках педагога и он указывает непосредственно на пробелы в знаниях студента. При выполнении самостоятельной и контрольных работ в большинстве случаев полностью исключается взаимодействие преподавателя и студента.

Новый подход поощряет взаимную признательность студентов, признает их право на чувство собственного достоинства, усиливает элемент самоконтроля и повышает ответственность за учебный процесс и результаты. Педагог, в свою очередь, выступает в роли консультанта и помощника, его взаимодействие со студентами не прерывается в процессе оценивания, а становится естественным продолжением сотрудничества в овладении новыми знаниями. Студент самостоятельно и сознательно выявляет свои недостатки и стремится их устранить, не забывая обращаться к педагогу за советом и помощью по мере необходимости

Рассмотренные отличия формируют структуру инновационной системы оценивания, задают общую основу для ее функционирования и в то же время служат критериями успешности и полезности каждой конкретной системы образования.

Литература

1. Давыдов Д. А. Технологии оценки успеваемости студентов (учебная успеваемость). Образовательные технологии: сборник статей. М.: Бином, 2018.

2. Кудрявцев В.А. Инновационные подходы к оценке образовательных результатов учебной дисциплины. Вестник Мининского университета. №4. 2016. 1-13 с.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М.: Просвещение, 2018. 213 с.

4. Никитин А.Н. Контроль и оценка образовательной деятельности студентов в инновационном процессе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. №12. 2017. 16-22 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области