Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Кинофрагмент в рамках урока литературы"

методическая разработка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер – класс Кинофрагмент в рамках уроках литературы

Большинству современных учеников основной и средней школы трудно не только понять, но и сконцентрировать свое внимание на философских и нравственных текстах, ведь нынешняя действительность формирует мышление как клип отсюда нежелание на подсознательном уровне читать произведение, анализировать его Сегодня повышение читательской грамотности – общемировая профессиональная проблема. В подтверждение своих слов приведу исследования в области читательской грамотности PISA, результаты региона, школы Ею озабочены ученые. Отсюда проблема, как на уроке литературы создать такие условия, чтобы ученик захотел прочитать то или иное произведение. Об огромной роли наглядного обучения говорил Шалва Александрович Амонашвили.

Вилен Васильевич Егоров в своей книге «Телевидение и школа. Проблемы учебного телевидения» предлагает использовать кинофильмы для создания динамических наглядных образов. Я тоже использую кинофрагмент.

Современный ученик живет в эпоху интернета, телевидения, поэтому и обучать его надо, используя именно эти средства, так он легче воспринимает информацию, так легче повернуть его к книге.

Кинофрагмент своего рода реклама произведения. Посмотрел фрагмент- захотел прочесть произведение. Не все фильмы подходят для показа на уроке.

Какими характеристиками должен обладать кинофрагмент?

По продолжительности он должен быть не больше 7 минут

Лучше использовать кинофрагмент с быстрой сменой событий, это связано с американизированным типом речи (100 слов в минуты), американизированным восприятием действий на экране (медленный темп речи и медленную смену событий, современный ученик не воспринимает) такая информация для него непривычна.

Кинофрагмент должен подходить для просмотра данной аудиторией.

Он должен быть для ваших учеников новый, большинство обучающихся его не видели.

Условное деление кинофрагментов и их использование (у Вас оно может быть другим):

1. Кинофрагмент –реклама. Для многих современных школьников чтение объемных художественных текстов не совсем привычное и интересное занятие, поэтому романом Л.Н. Толстого «Война и мир» учеников нужно заинтересовать, я это делаю с использованием отрывков из фильма Сергея Бондарчука, «Война и мир».

Используется на уроке усвоения новых знаний. Такой ролик это нарезка из фильма «Есенин» режиссера Игоря Зайцева, 2005 года в главной роли с Сергеем Безруковым работает как реклама, призванный замотивировать учеников на изучение творчества С.Е. Есенина.

2. Фрагмент – труженик. Использую на комбинированном уроке. Например, отрывок из фильма Юрия Грымова «Муму», 1998 года в главной роли с Александром Балуевым.

Кинофрагмент с временным отрезком( 00.20 – 02.16), без звука, поэтому пятиклассники при изучении рассказа «Муму», пробуют себя в роли актеров: они озвучивают этот отрывок, текст есть в учебнике, я предлагаю ученикам прочитать выразительно, можно такое задание попробовать выполнить на уроке, а потом дать домой, чтобы потренировались, на следующем уроке, по желанию детей, можно прослушать их подготовленное выразительное озвучивание данного фрагмента.

3. Фрагмент – образец художественного чтения.

Используется на уроке усвоения новых знаний. Например, стихотворения Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу». Такие типы фильмов я использую только для прослушивания (великолепный голос чтеца, музыка).

4. Фрагмент –информация.

Используется на уроке усвоения новых знаний. Данные кинофрагменты на уроке мне нужны только для получения новой, интересной информации о биографии писателей, их творчестве. Они мотивируют ученика на изучение творчества писателя.

5. Фрагмент – интрига.

Использую на комбинированных уроках, на уроках развития речи. Что будет дальше? Вот вопрос, который должен волновать ребенка после просмотра такого типа кинофрагмента. Здесь самое главное остановка. Закончить просмотр нужно на том месте, где должна решиться судьба героя, прозвучать ответ на вопрос, (прием Шахерезады, она переставала рассказывать сказку на самом интересном месте). Такой прием мотивирует учеников на прочтение всего произведения, позволяет повысить читательский интерес.

Мастер - класс

Работа в группах

Для работы предложен видеоролик «Есенин», нарезка из кинофильма Игоря Зайцева «Есенин», 2005 года. После просмотра видеоролика учителям будут предложены следующие вопросы:

- На каких уроках можно использовать данный видеоролик?

- В каком классе его можно предложить для просмотра?

- Где и как его можно еще использовать?

2. Группа – дети. Дети смотрят видеоролик. Работает фрагмент - труженик. Нужно произвести озвучивание отрывка из кинофильма Юрия Грымова «Муму», 1998 года. Группе ребят предлагается отрывок из произведения И.С. Тургенева «Муму». Нужно предложенный текст сократить, чтобы уложиться во время (00. 23 -02.15), прочитать, чтобы ваше озвучивание совпало с действиями на экране.

- Понравилась ли вам эта работа?

- Как вы отнеслись к главным героям из этого отрывка?

- Все ли у вас получилось?

- С какими трудностями вы встретились?

- Хотели ли вы этим заниматься еще?

-Как вы думает, сколько человек может озвучивать этот текст?

Работа с первой группой – учителей (работа с кинофрагментом «Муму»)

- Скажите, на каком уроке вы бы использовали такой вид работы?

- Можно ли дать этот фрагмент для озвучивания домой?

- Чем он нам интересен?

- На что он работает?

Рефлексия:

Итог:

Я считаю, что использование видеороликов на уроке литературы оправдано, способствует:

1) созданию условий для повышения читательского интереса.

2) вносит элементы интриги, занимательности, оживляет учебный процесс.

3) мотивирует обучающихся на изучение творчества определенного писателя.

4) активизирует читательскую познавательную деятельность обучающихся на уроках литературы через использование кинофрагментов.

5) Имеет воспитательную значимость: приобщает к духовным и нравственным ценностям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области