Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста «Путешествие в страну зоркие глазки».
Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:1. Обобщить знания детей о глазах, как одних из главных органах чувств.
2. Закрепить знания детей о строении глаза.
3.Подвести к пониманию, что зрение необходимо беречь.
4. Совершенствовать умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы, развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
5. Учить детей работать со схемами
6. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать.
7. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
8.Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, бережное отношение к своему зрению.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята, сегодня нам пришло письмо от нашего друга Буратино, но не простое , а электронное.
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась большая беда. Вчера весь вечер и всю ночь я читал очень интересную книгу, а сегодня смотрю вокруг и все расплывается перед глазами. Ребята, помогите мне, пожалуйста, подскажите, что со мной случилось, и почему это произошло?
-Что случилось с Буратино?
-У него заболели глаза.
-Ребята, что бы помочь Буратино, и рассказать, почему с ним случилась эта неприятность, нам надо узнать все о наших глазах. А для этого нужно отправиться в удивительную страну.
За морями, за лесами
Есть чудесная страна.
Страною Зоркие глазки
Зовётся она!
- Что нам понадобиться в нашем путешествии, как мы найдем дорогу?
-Нужна карта.
Дети находят карту, рассматривают.
Восп-ль: Ребята, в этой удивительной стране нас ждут интересные приключения . На каждой станции, вам предстоит выполнить разные задания и сделать выводы , которые мы зарисуем в виде схемы. В конце нашего путешествия у нас получится памятка , которую мы подарим Буратино.
Итак, в путь, чтобы не сбиться с пути, нужно следовать строго по стрелкам, которые укажут нам направление.
1станция: Фотовыставка
Рассматривание фотоколлажа «Наши глаза»
Давайте рассмотрим нашу выставку . Какие красивые , но у все разные глаза.
- А как можно сказать о глазах, когда хотят передать их красоту?
(ясные, чистые, прекрасные, радостные , лучистые и т. д.). Есть такое выражение: глаза зеркало души!
По глазам можно определить какой человек, какое у него настроение. А как наши глаза передают настроение? Давайте вместе покажем.
(Психогимнастика «Эмоции»)
Вывод: У всех есть глаза, они разные, ими можно выражать разные эмоции.
2 станция: Любознательная
Глаза –это орган зрения. А скажите, зачем человеку глаза?
Ответы детей.
Восп-ль: Правильно, с помощью глаз мы получаем информацию об окружающем мире.
Ребята, а как вы думаете, если бы человек не мог видеть, легко ли ему было жить?
Ответы детей.
Игра «Попади в корзину»
Сначала дети бросают мячи в корзину с открытыми, потом с завязанными глазами.
Восп-ль: Почему с завязанными глазами вы не попали в корзину?
Ответы детей
Восп-ль: На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек?
Дети: Слепой.
Педагог: Таким людям очень тяжело живется в нашем мире. Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах. Но наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать специальные книги с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как мы можем помочь такому человеку?
Дети: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д.
Вывод: Глаза нам нужны, что бы видеть окружающий мир.
3 станция Познавательная
Строение глаза
А сейчас мы вспомним, как устроены наши глаза.
демонстрация картинки «Строение глаза».
Беседа с детьми по вопросам: (У человека есть два глаза. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надёжно спрятано в глубокую норку – глазницу. В центре глаза мы видим кружок, он называется радужной оболочкой . У разных людей она разного цвета. А чёрненькая точка посередине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что мы смотрим.
- А какие помощники есть у наших глаз?
-Веки- это шторки , которые закрывают наш глаз при опасности.
- Брови и ресницы .Брови защищают глаза от пота, который может скатиться со лба, а ресницы от пыли мусора и других инородных предметов, которые могут попадать в глаз.
Вывод: Глаз имеет сложное строение. У него есть помощники: веки, брови и ресницы.
4 станция юных исследователей .
Ребята, а как вы думаете, глаз твердый или мягкий?
-ответы детей
-Сейчас мы это узнаем.
Дети садятся за столы, на которых лежат макеты глаз, сделанных из яиц с мягкой скорлупой.
Вос-ль: Ребята, осторожно потрогайте , какой глаз на ощупь
-Мягкий.
-Да, глаз имеет мягкую структуру, потому что внутри находится жидкость.
- А как вы думаете, что может произойти с глазом, если коснуться острым предметом?
Дети проделывают опыт : Касаются острой шпажкой до скорлупы яйцо, яйцо вытекает.
Дети делают вывод: Глаза очень нежные, их нужно беречь от механических повреждений.
5 станция «Береги зрение».
Восп-ль Если мы хотим , чтобы наши глаза не болели, надо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним , какие это правила.
Рассказы детей по картинкам: Правила по охране зрения
Вывод: Нужно соблюдать правила для здоровья глаз.
6 станция «Профилактическая»
Ребята, а если наши глаза все таки заболели, что на следует делать?
-Обратиться в больницу
-Как называется врач, который лечит глаза?
-Окулист.
-Правильно, но к врачу надо идти не только , когда глаза уже заболят, но и ежегодно для проверки зрения, что бы потом не пришлось лечить наши глаза.
- Как проверяет окулист зрение?
- С помощью таблицы.
Рассматривание таблицы
-Кто хочет проверить свое зрение?
Игра «Проверь зрение»
Если, зрение плохое, доктор выписывает специальное лечение.
А если хорошее обязательно дает советы, что надо делать, что бы глаза оставались здоровыми.
И одним таким советом является выполнение специальной гимнастики для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы посмотрим далеко,
ладонь у лба, смотрим вдаль
Мы посмотрим близко,
ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу
Мы посмотрим высоко,
не поднимая голову, смотрим вверх
Мы посмотрим низко,
не опуская голову, смотрим вниз
А теперь по сторонам -
Тут и там, тут и там.
не поворачивая голову, смотрим по сторонам.
Вдаль на палец посмотри.
отводят палец далеко, смотрят на него
Близко к носу поднеси.
подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.
Раз, два, три — глаза закрой.
закрывают глаза.
Раз, два, три — глаза открой.
открывают глаза.
Вывод: Нужно переодически проверять зрение, если глаза заболели, нужно обратиться к врачу. Для профилактики нарушения зрения следует проводить гимнастику для глаз.
Восп-ль: Итак, ребята, заканчивается наше путешествие. У нас получилась замечательная схема.
Вызываем Буратино
«Дорогой Буратино, мы с ребятами все узнали о глазах, и о том, как их нужно беречь. И составили тебе на память такую памятку-схему. Если ты будешь соблюдать все правила, твои глаза никогда не будут болеть!
Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли , теперь я знаю, как беречь свои глаза, и буду о них заботиться. И книжки ночью точно читать не буду.! За то, что вы мне помогли, я хочу вам подарить вкусное и полезное угощение!
Дети открывают сундучок , и угощаются морковкой.