Программа коррекционного курса
«Коррекция дизорфографии для детей с ТНР»
3 класс
СОСТАВИТЕЛЬ: ЧЕРНЯКОВА Т.Г.
учитель-логопед
Челябинск
2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе коррекционного курса «Коррекция дизорфографии»
на период 2021– 2022 учебного года.
Программа коррекционного курса «Коррекция дизорфографии для детей с ТНР» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Общая характеристика коррекционного курса «Коррекция дизорфографии»
Данная рабочая программа по курсу «Коррекция дизорфографии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, на основе учебно-методического пособия Розова Ю.А., Коробченко Т.В. «Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов»- М.: «Редкая Птица». -2019 год.
В рамках курса выделяются два основных направления работы:
- диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Содержанием данного направления является проведение логопедического обследования с целью разработки индивидуально-ориентированных коррекционной программы для детей с ТНР, методов и приемов обучения, специального дидактического материала.
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной логопедической помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков речевом развитии обучающихся с ТНР.
Логопедическая диагностика предусматривает:
- обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (для вновь поступивших учащихся, зачисленных после 1 сентября, логопедическое обследование проводится в течение первой недели их обучения).
- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;
- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
-выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;
- установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;
- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР.
По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график логопедических занятий. Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения в начальной школе.
В третьем классе логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия используются большей частью для закрепления навыков письма и чтения, преодоления нарушений речи. Коррекция звукопроизношения осуществляется только с учащимися с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры письменной речи, дифференциация оппозиционных звуков у вновь поступивших и у учащихся с сохранившимися нарушениями фонематического слуха. Кроме того, для детей с низким уровнем развития речи возможна организация работы по формированию лексического запаса, коррекции аграмматизмов.
Место курса «Коррекция дизорфографии для детей с ТНР» в учебном плане
Программа коррекционного курса «Коррекция дизорфографии»включена в коррекционно-развивающую область, являющуюся обязательной частью внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и профилактику нарушений формирования письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Программарассчитана на 30 академических часов для подгрупповых занятий и на 30 академических часов (60 занятий по 20 минут) для индивидуальных занятий.
Учебный материал в данной программе реализуется в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Групповые занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут на протяжении всего учебного года с группой учащихся из 6-8 человек. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут на протяжении от одного полугодия до одного учебного года. В зависимости от тяжести нарушения звукопроизношения.
Значение курса «Коррекция дизорфографии для детей с ТНР» для решения целей и задач образования
Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.
Результаты освоения коррекционного курса
«Коррекция дизорфографии для детей с ТНР»
Личностные результаты
Универсальные учебные действия | У выпускника будут сформированы на минимальном уровне | У выпускника будут сформированы на достаточном уровне |
Самоопределение | - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой | -компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Смыслообразование | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Нравственно-этическое оценивание | - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; -установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты
Вид УУД/ составляющие | Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне |
Регулятивные | ||
Целеполагание | -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Планирование | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Прогнозирование | -осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | |
Учебные действия | - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Контроль | - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия | - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Коррекция | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках | - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Оценка | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Саморегуляция | - использовать речь для регуляции своего действия | -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Коммуникативные | ||
Инициативное сотрудничество и взаимодействие | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Управление коммуникацией | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; -с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные | ||
Общеучебные | - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач | -записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
Логические | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии | -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Знаково-символические | - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Информационные | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Предметные:
1.Знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция;
2.Знать все буквы родного языка;
3.Знать отличительные признаки гласных и согласных звуков;
4.Знать все гласные и согласные звуки;
5.Знать твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
6. Знать пары гласных, пары согласных по твердости- мягкости, звонкости- глухости;
7. Уметь обозначать гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
8. Уметь различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
9. Уметь производить фонетический анализ слова;
10.Уметь производить звукобуквенный анализ слогов и слов;
11.Уметь записывать слова с йотированными гласными, а также с буквами Ъ, Ь;
12.Уметь подбирать слова на заданный звук, сравнивать слова со сходнымизвуками;
13.Уметь восстанавливать слова и предложения с заданными звуками;
14.Уметьсамостоятельнописатьслуховыеизрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Содержание программы коррекционного курса «Коррекция дизорфографии»
Речь (2 часа).
Речь. Устная и письменная. Общее понятие. Дифференциация понятий «текст», «предложение», «слово».
Коррекционная работа на фонетическом уровне (7 часов).
Звуки речи. Классификация. Гласные и согласные звуки. Уточнение артикуляционных характеристик. Дифференциация гласных и согласных звуков на материале слогов, слов. Дифференциация гласных и согласных звуков на материале словосочетаний, предложений. Развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Диагностический урок по теме «Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры».
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I-II ряда (16 часов).
Гласные звуки I-II ряда. Уточнение характеристик. Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах. Дифференциация гласных А-Я в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных У-Ю в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах. Дифференциация гласных О-Ё в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных ы-И в слогах, словах. Дифференциация гласных ы-И в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных Э-Е в слогах, словах. Дифференциация гласныхЭ-Е в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах. Дифференциация гласных Е-Я в словосочетаниях, предложениях. Дифференциация гласных Ё-Ю в слогах, словах. Дифференциация гласных Ё-Ю в словосочетаниях, предложениях. Диагностический урок по теме «Гласные I-II ряда».
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких-глухих согласных (12 часов).
Понятие звонкости-глухости согласных. Дифференциация согласных Б-П в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Д-Т в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Г-К в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных -Ф в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Ч-Ть в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Ч-Щ в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах, словах, предложениях. Дифференциация согласных С-Ц в слогах, словах, предложениях.
Коррекционная работа на лексическом уровне (8 часов).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Дифференциация синонимов и антонимов. Омонимы и омофоны. Прямое и переносное значение слов. Фразеологические обороты.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. На уровне предложения (7 часов).
Понятие о предложении. Согласование слов в предложении. Определение количества, последовательности и места слов в предложении. Работа со схемой предложения. Составление предложений по картине, схеме. Составление предложений на заданную тему. Работа с деформированными предложениями. Практические упражнения в распространении предложений по схеме.
Коррекционная работа на уровне текста (5 часов).
Общее понятие о тексте. Членение текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Анализ текста. Составление рассказа (повествовательного) по серии сюжетных картин. Составление рассказа (повествовательно-описательного) по картине. Составление рассказа по заданному началу и вопросам.
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий
на 20__– 20__ учебный год.
(группа ___)
№ п/п | Дата | Коррек- тировка | Тема занятия | Виды деятельности |
Речь. 2 ч. | ||||
Речь. Устная и письменная. Общее понятие. | Знать понятие о устной и письменной речи. Отличать формы устной и письменной речи друг от друга. Владеть понятиями «текст», «предложение», «слово». Дифференцировать их на практике. | |||
Дифференциация понятий «текст», «предложение», «слово». | ||||
Коррекционная работа на фонетическом уровне. 8 ч. | ||||
Звуки речи. Классификация. Гласные и согласные звуки. Уточнение артикуляционных характеристик. | Классифицировать звуки речи на гласные и согласные. Уметь выделить основные артикуляционные отличия гласных звуков от согласных. Вычленение звука той или иной группы на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений. Делить слова различной слоговой структуры на слоги и синтезировать слова из представленных слогов. Проводить фонематический анализ слов, различной звуковой наполняемости: выделять первые и последние звуки, определять позиции звука в слове, проводить звуковой анализ слова, составлять звуковые схемы. Выделять ударение в словах, уметь отобразить схематично звуко-слоговую структуру слова. | |||
Дифференциация гласных и согласных звуков на материале слогов, слов. | ||||
Дифференциация гласных и согласных звуков на материале словосочетаний, предложений. | ||||
Развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. | ||||
Развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. | ||||
Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры | ||||
Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры | ||||
Диагностический урок по теме: «Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры». | ||||
Формирование фонетико- фонематических представлений на материале гласных I-II ряда 16 ч. | ||||
Гласные звуки I-II ряда. Уточнение характеристик. | Знать основные характеристики букв I, II ряда; уметь дифференцировать гласные, относящиеся к I, II ряду; Знать о функции смягчения гласных II ряда, уметь проводить звуковой анализ слов с йотированными гласными на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. | |||
Дифференциация гласных А- Я в слогах, словах. | ||||
Дифференциация гласных А- Я в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Дифференциация гласных У- Ю в слогах, словах | ||||
Дифференциация гласных У- Ю в словосочетаниях, предложениях | ||||
Дифференциация гласных О- Ё в слогах, словах | ||||
Дифференциация гласных О- Ё в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Дифференциация гласных ы- И в слогах, словах | ||||
Дифференциация гласных ы- И в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Дифференциация гласных Э- Е в слогах, словах. | ||||
Дифференциация гласных Э- Е в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Дифференциация гласных Е- Я в слогах, словах | ||||
Дифференциация гласных Е- Я в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Дифференциация гласных Ё- Ю в слогах, словах | ||||
Дифференциация гласных Ё- Ю в словосочетаниях, предложениях. | ||||
Диагностический урок по теме «Гласные I-II ряда». | ||||
Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких-глухих согласных. 12 ч. | ||||
Понятие звонкости-глухости согласных. | Знать понятия глухие и звонкие согласные; Понимать принцип образования звонких согласных; Иметь понятие об артикуляционных особенностях данных звуков; Уметь дифференцировать согласные звуки и буквы по принципу звонкости-глухости; Знать все парные согласные звуки и буквы; Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях; Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме; Работа со словами-паронимами; Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале пройденных звуков. | |||
Дифференциация согласных Б-П в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Д-Т в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Г-К в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных - Ф в слогах, словах, предложениях | ||||
Дифференциация согласных З-С в слогах, словах, предложениях | ||||
Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Ч-Ть в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Ч-Щ в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах, словах, предложениях. | ||||
Дифференциация согласных С-Ц в слогах, словах, предложениях. | ||||
Коррекционная работа на лексическом уровне. 8 ч. | ||||
Слово и его лексическое значение. | Выделять слова среди потока букв. Определять лексическое значение слова и находить лексическое значений имеет то или иное слово. Знать понятие «однозначное», «многозначное» слово. Уметь дифференцировать эти понятия. Построение предложений с многозначными и однозначными словами. Подбор синонимов/антонимов к словам различных частей речи. Составление словосочетаний и предложений с синонимами, антонимами. Выделять прямое и переносное значение слова в условиях контекста. Объяснять переносное значение слова. Объяснять смысл крылатых выражений, подбирать фразеологические обороты согласно контексту. | |||
Однозначные и многозначные слова. | ||||
Синонимы | ||||
Антонимы | ||||
Дифференциация синонимов и антонимов. | ||||
Омонимы и омофоны | ||||
Прямое и переносное значение слов | ||||
Фразеологические обороты. | ||||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Работа уровне предложения. 7 ч. | ||||
Понятие о предложении. Согласование слов в предложении. | Выделять предложения среди набора слов, словосочетаний. Определять структуру предложения, количество слов и их порядок, строить графические схемы к предложениям. Составление предложений на основе картин, вопросов. Уметь составлять предложения на заданную учителем тему. Распространять предложения, опираясь на вопросы. | |||
Определение количества, последовательности и места слов в предложении. | ||||
Работа со схемой предложения. Составление предложений по картинкам, схеме. Составление предложений на заданную тему. на заданную тему | ||||
Предлоги. Смысловая функция предлогов. | ||||
Анализ и синтез предложений с предлогами. | ||||
Работа с деформированными предложениями. | ||||
Практические упражнения в распространении предложений по схеме. | ||||
Коррекционная работа на уровне текста. 5 ч. | ||||
Общее понятие о тексте. Членение текста на предложения. | Знать понятие «текст». Определять виды текста. Составление текста из отдельных предложений. Деление текста на отдельные предложения. Анализ текста: выделение частей, определение темы, главной мысли. Придумывание заголовка. Составлять тексты различного типа описательные, повествовательные с опорой на картину, личный опыт, вопросы учителя | |||
Восстановление деформированного текста. Анализ текста. | ||||
Составление рассказа (повествовательного) по серии сюжетных картин. | ||||
Составление рассказа (повествовательно-описательного) по картине. | ||||
Составление рассказа по заданному началу и вопросам. | ||||
Повторение изученного материала. Списывание и диктант. 2 ч. | ||||
Повторение изученного материала. | Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе успешности учебной деятельности | |||
Повторение изученного материала. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2015. – 320 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия, переиздание. Выпуск 1. – М.: Владос, 2015. – 400 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. [Электронная книга], 2017. – 280 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. [Электронная книга], 2017. – 315 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация шипящих, свистящих, аффрикат, Л-Р. [Электронная книга], 2017. – 340 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 3. Часть 1.Работа с морфемным составом слова Ударение. Дифференциация приставок и предлогов. [Электронная книга], 2017. – 250с.
Коррекцияписьманауроках.1-4классы: практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.
Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Вып.2 / авт. сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Коррекцияписьманауроках.1-4 классы:упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательство ГНОМ, 2011 г.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтез. Конспекты для занятий логопеда. 2-е изд. –М.: Издательство ГНОМ, 2014. -128 с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Редкая Птица, 2017. – 304 с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 1. –М.: Редкая птица, 2018. – 96с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 2. –М.: Редкая птица, 2018. – 104с.
РозоваЮ.Е.,КоробченкоТ.В.Мониторингречевогоразвитияучащихсяначальной школы. Программно-методические-материалы. –М.: Редкая Птица, 2018. – 120с.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушения. [Электронная книга], 2016. – 192 с.
Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224с.
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2- 3 классы. – СПБ.: Каро, 2017. – 176 с.
ЯворскаяО.Н.Занимательныезаданиялогопедадляшкольников.3-4классы.–М.: СПб, 2016. – 144с.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.
– М.: СПб, 2017. – 96с.
Воронина Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 95 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать звуки 1-4 класс. М.: ФЕНИКС, 2019. –
63 с.
Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать буквы. М.: ФЕНИКС, 2019. – 80 с. Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 2 класс. М.: ФЕНИКС,2019.
Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 3 класс. М.: ФЕНИКС,2019.
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С,З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Бобылёва З.Т.Игрыспарнымикарточками.Звуки Р, Л.
Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж,Ч,Щ.
Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Ильякова Н.Е. Звуки Ч, Щ, я вас различаю! Настольные логопедические занятия для детей 5-7 лет. - М.: ГНОМ, 2009. – 24 с.
Каширина И.И. Предлоги (с, из, у, за, над). Учебно-игровой комплект для детей 5- 8 лет. –М.: Сфера, 2018. – 16с.
Каширина И.И. Предлоги (в, на, к, под, от). Учебно-игровой комплект для детей5- 8 лет. –М.: Сфера, 2017. – 16с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. – М.: ГНОМ, 2016. – 24 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. – М.: ГНОМ, 2016. – 28с.
КоноваленкоВ.В.,КоноваленкоС.В.Различаемпарныетвёрдые-мягкие согласные. Пособие для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014. – 144с.
Омельченко О. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М.: ГНОМ, 2015. –
28 с.
Соломникова Л.Н. Игротека речевых игр. Выпуск 14. Логопедические фанты. Игра
на профилактику дисграфии и дислексии у детей. –М.: ГНОМ, 2018. – 32 с.
СошинаИ.В.Игротекаречевыхигр.Выпуск11. Играем. Игры на развитие фонематического восприятия. –М.: ГНОМ, 2016. – 16с.
Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 10. Местоимения «мой», «моя», «моё»,
«мои». – М.: ГНОМ, 2018. – 24 с.