Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»
Хорошо поставленная речь является ключевым фактором успешного обучения ребенка в школе. В то время как дефекты речи приводят к неуспеваемости и отсутствию мотивации к учебе. Исходя из этого, в период дошкольного детства, формирование четкой и грамотной речи стало приоритетным.
Но, несмотря на эту тенденцию, наблюдается рост числа семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Успех в преодолении речевого дефекта напрямую связан с межличностными отношениями в семье. Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы является разработка форм взаимодействия семьи и педагога, определение условий для вовлечения родителей в систему ранней помощи ребенку. Активное вовлечение родителей в коррекционное взаимодействие предполагает повышение психолого-педагогической компетентности.
Для установления отношений с семьей ребенка целесообразно использовать наблюдения во время утреннего приема детей, вечернего прощания. Отношение родителей к ребенку в эти режимные моменты покажет воспитательную установку.
Для сбора анамнестических данных, персональных данных, сведений о принципах семейного воспитания используют беседы. В процессе общения с родителями, необходимо использовать доступную терминологию. Выделите преимущества и недостатки речевой деятельности ребенка. Важно, чтобы разговор был конструктивным.
Для комплексного изучения семьи и семейного воспитания используются социологические тесты, анкетирование, анкетирование, нетрадиционные методы. Апробация социологических методов предполагает тесное сотрудничество педагога-логопеда, педагога-психолога с воспитателями логопедических групп.
На первых этапах работы с родителями в основном используются индивидуальные формы взаимодействия. Эффективным является демонстрация матерью методов работы с ребенком с ограниченными возможностями в речевом развитии; присутствие матери на индивидуальных занятиях; подбор и изучение специализированной литературы, рекомендованной педагогом.
Целесообразно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в преодолении речевых нарушений у детей в процессе индивидуальных и подгрупповых тренингов и консультаций. Для формирования практических навыков родители используют мастер-классы. Для эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации используйте "информационную корзину".
Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Семья ребенка должна быть уверена в положительном отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в преодолении речевых нарушений.
Таким образом, основной целью всех форм и видов взаимодействия образовательной организации и семьи является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в один коллектив, воспитание потребности делиться своими проблемами друг с другом и решать их сообща.
Эффективность домашнего образования возрастает, если оно дополняется системой других образовательных учреждений, с которыми семья развивает отношения сотрудничества и взаимодействия. От участия родителей в коррекционной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего-дети.