Эссе: Социальное партнерство – как способ социализации детей.
Воспитатель: Егорова Л.И.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих вводу дошкольников в общественную жизнь «Социум». Основным направлением решения задач социального развития воспитанников – это взаимодействие с родителями, которые являются социальными партнерами.
Социализация ребенка будет проходить более успешно, если будут установлены позитивные отношения с родителями с целью формирования единого пространства социального развития ребенка. Будут построены взаимоотношения нового типа между педагогами и родителями на основе дружеских доверительных отношений. Необходимо расширять педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми.
Для достижения этих целей необходимо найти, разработать и применить разнообразные формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ И СЕМЬИ, способствовать включению родителей в воспитательно – образовательный процесс. Для этого необходимо вести систематическую разнообразную работу с целью изучения семьи, установлении контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Это процесс двухсторонний: воспитатель семье – оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи (родительские собрания, школы для родителей, консультации).
С другой стороны – семья – воспитателю. Это включение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада(кружки, экскурсии, праздники ит.д.) Для этого необходимо знать:
-потребности родителей в поддержке;
-права ребенка на педагогически образованных родителей. То есть воспитание родителей необходимо для общества. Родители должны обеспечить ребенку возможность всестороннего развития и благополучия.
Родители и воспитатель должны стать партнерами и совместно реализовывать возможности в воспитании детей (экспресс – опрос с целью изучения потребностей). Кроме этого необходимо установление доброжелательных отношений между родителями и воспитателем на будущее сотрудничество. Нужно формировать у родителей полный образ своего ребенка и правильного его восприятия (информация об общении ребенка со сверстниками, его отношение к труду и т.д.) Следующий этап это ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка ( диалог с родителями). На последнем этапе планируется конкретная работа и формы сотрудничества.
Цель и задачи стоящие перед воспитателем и родителями - воспитать всесторонне развитых людей. Этому могут мешать: нехватка времени, личные обиды, ощущение несостоятельности и т.д. Поэтому воспитатель должен проявлять инициативу и понимать каким образом нужно взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Расчет на положительные качества родителей предопределяет успех в работе.
Воспитатель должен соблюдать следующие принципы организации работы с родителями:
-каждый родитель должен видеть и знать как живет и развивается его ребенок;
-отсутствие формализма в работе;
-диагностика проблем в развитии ребенка;.
Это достигается посредством родительских собраний, круглых столов, выставок детских работ, индивидуальных консультаций, посещение семьи, индивидуальные беседы.
Можно использовать нетрадиционные формы общения с родителями – совместные праздники, семинары, игры с педагогическим содержанием, создание клубов отцов, бабушек и т.д.
Воспитатель должен говорить с родителями только о том, судить о чем он имеет право, основываясь на собственном опыте и знаниях.
Признаки социального партнерства
-добровольность;
-взаимовыгодность;
-согласование интересов на основе переговоров и компромиссов;
-взаимная ответственность;
Ребенок не может существовать вне семьи. Если воспитатель и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем, а это конфликты, непонимание, неуверенность. Необходимо чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга в атмосфере добра, доверия и взаимопонимания.