Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Индустриального района города Барнаула
План-конспект занятия
Изготовление украшения «Брошь»
(работа с джутовой тканью).
Выполнила:
Мерцалова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования
Барнаул, 2020 год
Содержание
1.Аннотация занятия………………………………… 3
2.Введение …………………………………………… 4
3.Структурные элементы занятия……………………5
4.Конспект занятия.....…………………………......… 6
5.Заключение ………………………………………..... 8
6.Литература ………………………………………….. 9
7.Приложения ……………………………………….. 10
Тема занятия: Изготовление украшения «Брошь»
(работа с джутовой тканью)
Тип занятия: комбинированный, проверка знаний ранее изучаемого материала
Место занятия в общей системе занятий: данное занятие проводится в рамках учебно-тематического плана образовательной программы творческого объединения «Золушка» по теме «Изготовление бижутерии»
Система обучения: развивающая. Продолжительность занятия: 45 мин.
Год обучения: 2-ой, 3-ий. Возраст обучающихся: 8-12 лет
Дидактические материалы и инструменты.
Для педагога: методическая разработка конспекта занятия, образец украшения «Брошь», иллюстрации, стенд с творческими работами детей в различных техниках выполнения, технологическая последовательность выполнения изделия, музыка для релаксации.
Для обучающихся: Стенд с творческими работами учащихся в различных техниках выполнения, клей, ножницы, джутовая тесьма, сетка, тесьма атласная, тесьма кружевная, сутаж, бусины, цветы, карандаши, карта технологической последовательности в форме тестового опроса, техника безопасности в форме устной беседы..
Материал и инструменты:
Иголки; нитки; линейка; ножницы; джутовая тесьма; тесьма – сетка; тесьма атласная; тесьма кружевная; шпагат джутовый; сутаж; бусины; клей, застежка; презентация на тему: «Джут и его происхождение» оформлена в форме папки с иллюстрациями.
Дидактические материалы:
План-конспект занятия; образец выполненный педагогом; техника безопасности - «тест – загадка в картинках»; карта технологической последовательности; смайлики.
Оборудование: Компьютер, столы, импровизированный стенд.
Цель: Заинтересовать детей изготовлением украшений с применением джута. Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки при раскрое и сборке украшения.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Основные методы, применяемые в ходе занятия:
Словесные (объяснение, беседа, диалог) рассказ педагога об истории происхождения первых украшений и украшений дошедших до наших времен – классических.
Наглядные - образцы работ.
Практические - самостоятельная работа, применение сборки украшения, декоративное оформление – броши, коллективное оформление выставки выполненных творческих работ.
Игровые - подвижная игра – упражнение « Тест - загадка в картинках», гимнастика для рук, для глаз.
Особенности занятия:
Введение
В объединении «Золушка» ведутся занятия, на которых дети занимаются творческой продуктивной деятельностью.
Создание украшений своими руками – это универсальное образовательное средство для всестороннего развития ребёнка. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, имеют огромный развивающий потенциал:
Представленное занятие по изготовлению украшения «Брошь» позволяет не только закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения, но и проявить творческую активность и фантазию ученика.
Структурные элементы занятия.
Хронометраж учебного занятия:
Организационный момент - 2 минуты
Теория (постановка целей и задач) - 10 минут
Практическая работа (описание действий, объяснение) - 25 минут
Выставка работ - 5 минут
Итог работы - 3 минуты
1. Вводная часть:
Организационный момент, приветствие;
Озвучивание темы занятия;
Демонстрация образцов;
Беседа историческая справка о происхождении первых украшений и украшений дошедших
до наших времен – классических;
Беседа о предназначении предлагаемых изделий;
Определение материалов и инструментов, необходимых для работы;
Техника безопасности при работе с инструментами.
2. Основная часть:
Анализ конструкции изделия. Составление плана работы
Практическая работа. «Изготовление украшения «Брошь».
Помощь педагога:
Работа с технологическими картами
3. Заключительная часть:
Коллективный анализ работ
Подведение итогов
Уборка рабочих мест
1. Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Изготовление броши из джутовой ткани». Надеюсь, вы получите много положительных эмоций!
Педагог: Расскажу немного о происхождении первых украшений и украшений дошедших до наших времен.
Как возникла традиция украшать себя, сейчас сказать трудно. Но можно точно утверждать, что уже в давние времена женщины знали, что при помощи украшений можно добиться привлекательности. Археологи, делая свои раскопки, благодаря украшением, могут сделать определенные выводы. Например, самым первым украшением у историков считается колье из раковин, найденное при раскопках в Южной Африке. Этому раритету уже более 75 тыс. лет. Носили эти украшения, как амулеты, охраняющие хозяина от невзгод.
В моде были разнообразные раковины, зубы диких животных, цветы. Если в наше время, украшения носят преимущественно женщины, то в древние времена, носить драгоценности необходимо было мужчинам, чтобы выделиться среди окружающих, показать свое могущество и статус в обществе.
Мода носить украшения в виде кольца, возникла в древнем Египте, во времена правления Фараонов, а также и в Греции. Опять таки, кольцо служило прежде всего способом подчеркнуть положение в обществе. А так как иерархия в государстве постоянно расширялась, то росли и умения ремесленников и ювелиров. Постепенно отрасль производства знаков отличия переросла в ювелирное искусство.
Педагог: Ребята назовите мне еще виды украшений? (ответы детей). Хорошо, молодцы! Сегодня я вам предлагаю сделать украшение «Брошь».
2. Основная часть. 3
Педагог: Перед вами образец украшения. Посмотрите и назовите, какие материалы применялись для изготовления этой «Брошки»? Ответы детей: (джут, тесьма атласная, тесьма ажурная, сутаж, сетка, бусины). За правильный ответ педагог раздает смайлики.
Педагог через проведение опроса проверяет знания учащихся о пройденном материале.
Что такое Джут? Сутаж?
Педагог: Рассказывает технику исполнения украшения.
Педагог: Настало время провести физкультминутку.
Физкультминутка в форме игры – упражнения «Тест-загадка в картинках» отгадай слово.
Дети делятся на 2 группы и выполняют задание: Нужно отгадать по картинкам предложение из 2-х слов, каждой группе раздается набор картинок с изображением предметов и назвать ключевое слово (техника безопасности).
Педагог: Молодцы, отгадали слово, а теперь перейдем к самой беседе по технике безопасности.
Педагог: Вопросы детям. При работе с тканью и клеем, что необходимо знать и соблюдать?
Правила безопасной работы с ножницами:
Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Не работать ножницами с ослабленным креплением.
Работать ножницами только на своем рабочем месте.
Ножницы класть кольцами к себе.
Подавать ножницы кольцами вперед.
Не оставлять ножницы открытыми.
Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Использовать ножницы по назначению
Правила безопасной работы с клеем :
Клей необходимо открывать осторожно, чтобы не разлить его на стол, пол; не испачкать одежду; не порезать руки, чтобы он не попал в глаза.
Необходимо помнить, что клей ядовит и нельзя испачканными руками ничего есть и вытирать глаза.
Если клей попал на одежду, то необходимо немедленно сообщить учителю и глаза следует промыть большой струей воды.
Клей после работы следует закрыть и убрать на хранение.
После работы руки тщательно вымыть водой с мылом.
Педагог: За правильный ответ раздает смайлики.
Педагог: Предлагает детям вот такой девиз:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Учиться - старательно!
И открытия нас ждут
обязательно!
Педагог: Ребята, изготовить украшение «Брошь» вам помогут технологические карты. Технологическая карта помогает понять, в какой последовательности нужно делать то или иное изделие.
Практическая работа:
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Ребята изучают технологическую карту, начинают сборку украшения).
Педагог по мере необходимости индивидуально оказывает помощь в выполнении практической работы. Следит за осанкой детей
3. Заключительная часть.
Выставка-презентация:
Педагог: Организует мини- выставку. Совместно с детьми проводит анализ работ, разбор типичных ошибок, устанавливает причины.
Педагог: Дети, посмотрите, какие красивые и интересные Брошки у вас получились.
(Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом).
Педагог: Предлагает учащимся определить уровень успешности, на котором выполнялась работа, оценить свою работу.
Собрать из бус украшение «Браслет» на руку: синие бусины - работали в творческом порыве;
зеленые - засучив рукава;
желтые бусины - без настроения.
Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши украшения?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные «Брошки». Я думаю, что вы найдете им применение.
Педагог: Молодцы! Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено. Всем спасибо! Тема следующего занятия: Знакомство с синтетическим материалом под названием фоамиран.
Список литературы
Л.В. Куцакова «Творим и мастерим» Москва 2007 Н.Г. Пищикова «Работа с тканью в нетрадиционной технике» «Джут»— Википедия— ru.wikipedia.org/wiki/Пайетка Л.В. Погонцева,
О.В.Москалюк «Педагогика взаимопонимания» — Волгоград Учитель, 2010 Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика»
Использованные интернет-ресурсы:
http://www.eg.all.biz/ru/g3909/
http://ns1.top10-digest.com/moya-sudba/fen-shuy/
http://www.kalendar-podarkov.ru/assortiment/vostok etnic/96/
http://www.chinagifts.com.ua/product/slon-s-zhezlom-zhui_uc/
http://www.gangotri.ru/product/medved_1f/
http://www.liveinternet.ru/users/zhavoronok/post183146734/