Реализация парциальной программы "Волшебство наших рук", в средней группе.

Цель создание условий для выявления и развития творческих способностей воспитанников. Задачи -развивать самостоятельную творческую деятельность детей изобразительной, конструктивно-модельной, и др. -приобщить к изобразительному искусству -развивать художественное восприятие и эстетический вкус -стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений -формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности -удовлетворять потребности детей в самовыражении

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В детском саду в средней группе реализуется парциальная программа «Волшебство наших рук»

Программа «Волшебство наших рук» прежде всего направлена на раскрытие творческого потенциала, развитие мелкой моторики, формирование художественно-эстетического развития. В программе учтены возрастные особенности детей. Задания планируются по степени трудности.

ЦЕЛЬ программы : - создание условий для выявления и развития творческих способностей воспитанников.

ЗАДАЧИ:

-развивать самостоятельную творческую деятельность детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, и др.)

-приобщить к изобразительному искусству;

-развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

-стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

-формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;

-удовлетворять потребности детей в самовыражении;

-приобщить родителей к участию в жизни ДОУ.

Конспект занятия по теме: Изготовление народной куклы «Крупеничка»

Цель: развить интерес учащихся к народному творчеству в процессе изготовления народной куклы «Крупеничка».

Задачи урока:

Образовательная - познакомить учащихся с народными куклами, расширить кругозор обучающихся в области народного творчества.

Развивающая- развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Воспитательная- воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам своего края.

Коррекционная - развитие речи, слуха, побуждение учащихся к речевым высказываниям.

Здоровьесберегающая- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации «Народные куклы», беседа, сообщение, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов «Последовательность изготовления куклы Крупенички».

Оборудование и материалы: лоскуты тканей, верёвки, тесьма, крупа.

Новые термины:

Наглядно-демонстрационный материал:

Ход урока

1. Организационная часть.

Проверка готовности рабочих мест, наличия материалов и инструментов для работы.

2. Сообщение нового материала.

Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации «Народные куклы».

Внимательно вчитайтесь в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

- Чему учит нас эта пословица?

(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

- Молодцы, вот так и нам на уроке будет терпение, настойчивость помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)

Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.

На нашей выставке представлены самые разныекуклы. Кукла – это образ человека, его маленькая копия. Наши куклы не имеют лица, это древние творения человека - куклы - обереги.

Сегодня мы продолжим речь о тряпичных куклах-оберегах (презентация).

На Руси широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. В некоторых домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такуюпотешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых.

Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом, служили защите дома, семьи от злых сил.

У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу.

При изготовлении куклы-оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, чтобы не нанести ей вред.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

Кукол не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все  куклы, изготовляемые в семье —  обереги, они оберегали человека от несчастья.

Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле Крупеничке (другие названия «Зернушка», «Горошинка» ). Эта кукла – старинная насыпная игрушка, главная кукла в семье. Делали ее после сбора урожая.

На прошлом занятии мы уже начали работать над этой куклой и сделали заготовку.

- Чем заполняли традиционно эту куклу?

Зернушка  наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла -  зернушка  помогает человеку верить в удачный год. 
Во время посева, 13 июня, первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

-Вспомните, что символизировала эта кукла? Эта кукла – оберег на сытость и достаток (хозяйственность),   символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество.)  

После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Рассматривание образца. Крупеничкавыполнена в виде мешочка, наполненного крупой.

Одета в традиционный русский народный костюм. Наряд её многослойный: нижняя рубаха, юбка (панёва), передник. На голову покрыта косынка. Под косынкой тесьма, которая выполняет роль повойника (головной убор, вид чепца).


3. Практическая самостоятельная работа.

Определение последовательности работы.

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).

Повторение техники безопасности с ножницами.

Сегодня вам предстоит изготовить тряпичную куклу Крупеничку.

В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас вы будете делать что-то очень важное. Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Будьте только здесь и сейчас. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега.

Перед вами изготовленная на предыдущем уроке заготовка – туловище куклы, а также ленточка - пояс, нитки, ножницы.

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности, собрать куклу. В этом вам помогут слайды, на которых изображена последовательность вашей работы. 

Выберете себе детали куклы и за работу.

Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.

4. Итог

Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились! Анализ выполненных работ.

Рефлексия

Перед вами карточки с этапами работы над куклой. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).

1.Обозначить шею с помощью нити.

2.Подвязываем юбку-панёву.

3.Мастерим ручки.

4.Привязываем ручки.

5.Привязываем передник.

6.Подвязываем обережный поясок.

7.Повязываем платок.

1. Что вам понравилось на уроке?

2. Что было для вас трудно в практической части?

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

6. Уборка рабочих мест.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.