Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Ансамбль в классе гитары. Особенности и специфика работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств № 4 города Мурманска

Преподаватель: Юсев А.С.

Мурманск 2021

Ученье- это не механическая передача знаний, это сложнейшие человеческие взаимоотношения.

В. А. Сухомлинский

Гуманизация жизни общества в целом и школы как общественного организма в частности требует рассмотрения качества образования, прежде всего со стороны человеческой и социальной ценности, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самовоспитания, саморегуляции и самозащиты, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности является музыкальное образование. Оно способствует художественно-образному познанию мира, формированию культуры чувств и эмоциональной сферы человека, его гуманистическому воспитанию и духовно-нравственному развитию, формированию творческой активности и развитию его ассоциативного мышления, интеграции личностных качеств в национальную и мировую музыкальную культуру.

Психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы обучение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А то или иное отношение формируется в деятельности только через общение.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественныетрудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.

Заражение ученика энтузиастическим отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства– все это мы находим в практике преподавания лучших педагогов-музыкантов.

Взаимодействие учителя и ученика должно обладать взаимообогащающим и взаиморазвивающим характером и являться, по сути, развивающим диалогом. Диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания. Умело организованный диалог позволяет преподавателю решать разнообразные педагогические задачи;

Однако создание ситуации общения на уроках сегодня столь многообразно, что им стремятся обозначить любой способ организации, включающий обмен высказываниями, что является признаком необходимым, но недостаточным. Нac будет интересовать целенаправленный,

упорядоченный обмен мнениями, осуществляемый ради движения к истине. Такие формы организации обучения называют коммуникативными или личностно ориентированными.

Обозначим несколько причин востребованности на современном уроке коммуникативных форм организации учебного процесса:

проблема важности авторской позиции учащихся.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить отом, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально,технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями.

Современный опыт ведения урока убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцомтолько тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Коммуникативная культура учителя- это главная составляющая профессионально-педагогической культуры, отражающая умение педагога понять ребенка, наладить с ним контакт, а также научить ею пониманию других людей и себя. Структура данного социально-психологического образования представляет собой совокупность самостоятельных компонентов:

Единство и взаимосвязь всех компонентов коммуникативной культуры педагога обеспечивают ему успешную коммуникативную деятельность при обучении, воспитании и развитии учащихся. Важнейшим компонентом коммуникативной культуры педагога является ценностное отношение к ученику, что является краеугольным камнем гуманистической музыкальной педагогики. На основе такого oтношения разворачивается коммуникативная деятельность преподавателя, которая ведет к успеху или неуспеху при решении музыкально-педагогических задач.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда ученики перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на языке искусства.

Одной из важнейших форм обучения, которая играет- огромную роль в формировании и воспитании маленьких музыкантов является ансамбль в классе гитары. Это сложный, объемный и многосоставный процесс. Он направлен не только на обучение учащихся художественным навыкам исполнения музыкальных произведений, но и на овладение языком искусства, культурой музыкального языка.

Только игра в ансамбле может по-настоящему научить слышать не только собственное исполнение, но и партнера, заостряется ощущение звукового колорита, повышается чувство ответственности за своего партнера. Ребенок видит свою роль в работе над произведением, учится общаться, что способствует развитию инициативности, повышению самооценки, реализации его эстетических потребностей.

Ансамблевое исполнительство развивает ритмическую точность и музыкальный динамизм во всех его оттенках, вырабатывает умение соразмерять свою художественную индивидуальность, свои технические приемы с индивидуальностью, стилем и приемами игры партнера, что дает слаженность, стройность и высокую художественную ценность исполнения в целом.

Исключительно велика роль личного влияния руководителя па юных музыкантов. Они жадно вглядываются в других людей, ищут образцы идеалов и примеры для подражания. Педагогам нужно воплощать в себе принципы добра, справедливости и гуманности, всеми своими действиями и поступками давать пример учащимся для активного самосовершенствования.

Чтобы работа была продуктивнее, насыщеннее и интереснее, на занятиях можно использовать следующие варианты коммуникативно-диалоговых форм организации урока:

• круглый стол;

В веке, где массовая культура с помощью кино, телевидения, Интернета агрессивно навязывает детям свои законы и вкусы. Задача педагога - -гитариста состоит в том, чтобы привить ученику любовь к музыке, и культурным ценностям, далёким от тех, что пропагандирует стелевизионного экрана MTV и Голливуд.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верныйтон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Педагогу необходимо развивать фантазию ученика удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, эмоциональной жизни, а также всемерно развивать в нем любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре.

Передовой опыт учителей-музыкантов показывает, что чем больше ребенок доступен для контактов с учителем, тем больше удовлетворения он получает от учебного процесса, последний же, в свою очередь, становится более результативным.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное – задуматься над проблемами художественного процесса общения, совместной музыкально-творческой деятельности учителя и ученика.

Такая деятельность – вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения и способствовать развитию и формированию духовного воспитания ученика.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области