Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан
Городской семинар – практикум для педагогов ДОУ
Мастер - класс
на тему:
«Развитие речи детей в процессе нравственно-патриотического воспитания»
Провела: Валеева М.А.
Агидель-2021
Мастер класс на тему:
«Развитие речи детей в процессе нравственно-патриотического воспитания»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, в процессе нравственно- патриотического воспитания.
Задачи:
• познакомить педагогов с использованием игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
• активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом и родителями.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные представления о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Во время утреннего круга, который способствует повышению эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе, помогает устанавливать положительные взаимоотношения между детьми.
Также, в течении дня, общаясь с ребёнком, можно поиграть в такие игры как:
Любимая, заботливая, нежная – мама;
Добрая, ласковая, милая – бабушка;
Младший, непоседливый, драчливый – брат;
Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
Добрый, серьезный, умный – дедушка.
Во время динамических пауз можно проводить пальчиковые игры о семье, о родине. Их огромное количество
Вот, например, одна из них: Пальчиковая игра:«Семья».
Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-развивающая среда группы.
Центр театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.
Центр патриотического развития знакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. С историей и культурой народов, проживающих в республике Башкортостан.
С детьми можно провести такие дидактические игры как:
- Найди флаг России;
- Узнай герб РБ;
- Собери флаг РБ и флаг России;
-Назови цвета флага;
- Чей костюм и др. игры.
Также этот центр знакомит детей с историей родного города. Совместно с воспитанниками можно составить творческий рассказ: «Город, в котором я живу».
Поиграть в такие дидактические игры:
- «Узнай, где это находится?»;
- «Угадай, что это?»;
- «На картинку посмотри, ее верно назови» и т.д.
Центр книги и художественной литературы, эстетично красиво оформленный, знакомит детей с произведениями устного народного творчества не только русского и башкирского народа, но и народов, проживающих в РБ.
Произведения фольклора расширяют кругозор детей, учат познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать такие игры, как:
Ама –ама-ама – у меня есть мама;
Апа-апа-апа– мой любимый папа;
Аша-аша-аша – Родина наша.
Родина у нас одна,
Очень сильная …(она).
Защищает нас … (она).
Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно также поиграть в народные игры, которые способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте. Через трудовую деятельность у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, он уже может заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.
Приобщение детей к труду играет важную роль в организации целостного подхода к образованию дошкольников. Именно трудовая деятельность помогает социализации ребят и воспитанию в них самостоятельности.
Таким образом, развитие речи младших дошкольников посредством нравственно-патриотического воспитания, успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, города, страны, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой и большой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.